Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор изменен со снижением наказания
Документ от 16.09.2015, опубликован на сайте 25.09.2015 под номером 54280, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 116 ч.1 УК РФ: ст. 111 ч.1, ПРОИЗВОДСТВО по делу ПРЕКРАЩЕНО (в т.ч. В СВЯЗИ С ОТЗЫВОМ жалобы / представления) ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья ***                                                                      Дело № 22-2082/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е         О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     16 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Максимова М.Н.,

судей Кабанова В.А. и  Ерофеевой Е.Ю.,

при секретаре  Застыловой С.В.,

с участием прокурора  Лобачевой А.В.,

представителя потерпевшего Пысенкова А.И.,

осужденного Макарова Н.А. и его защитника адвоката Кузнецова В.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционной жалобе адвоката Кузнецова В.К.  и апелляционному представлению государственного обвинителя - помощника прокурора  Засвияжского района г.Ульяновска  Исаевой И.В. на приговор  Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 03 августа  2015 года, которым

 

МАКАРОВ Н*** А***,

*** несудимый,

 

осужден по  ч.1 ст.111 УК РФ к 3 годам  лишения свободы  с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Постановлено меру пресечения  Макарову Н.А.   в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на  заключения под стражу до вступления приговора в законную силу, срок отбытия наказания исчислять с 03 августа 2015 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Постановлено гражданский иск потерпевшего удовлетворить и взыскать с Макарова Н.А. в пользу Т*** М.С. в возмещение морального вреда 400 000 рублей.

Постановлено вопрос о возмещении за счет Макарова Н.А. и Лисицына С.А. расходов по лечению потерпевшего Т*** М.С. передать на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

Этим же приговором по ч.1 ст.116 УК РФ осужден Лисицын С.А., приговор в отношении которого не обжаловался.

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А.,  выслушав выступления участников процесса,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Приговором суда  Макаров Н.А. признан виновным  и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

 

Преступление  им было  совершено *** сентября 2014 года  около 2 часов  в З*** районе г.У***  в отношении потерпевшего Т*** М.С. при обстоятельствах, установленных и подробно изложенных в  описательно-мотивировочной части приговоре суда.

 

В апелляционной жалобе адвокат Кузнецов В.К. в интересах осужденного Макарова Н.А., не оспаривая выводов суда о виновности  и правильности квалификации его действий, выражает несогласие с наказанием, считая его   чрезмерно суровым  Полагает, что суд не в полной мере учел смягчающие наказание обстоятельства, указанные в приговоре: молодой возраст, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, явку с повинной, добровольное возмещение потерпевшему причиненного вреда в размере 100 000  рублей, занятие общественно-полезной деятельностью, состояние здоровья подсудимого и его близких, добросовестное выполнение воинского долга в период службы по призыву, фактическое полное признание вины в содеянном и чистосердечное раскаяние. Также суд не учел в качестве смягчающего наказание обстоятельство, предусмотренное п. «з» ч.1 ст.61 УК РФ -  противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, поскольку судом было установлено, что осужденный совершил  преступление на почве ранее возникших личных неприязненных отношений к Т*** М.С., так как последний в сети «Интернет» распространял информацию и фотоснимки, порочащие его жену М*** О.С. Кроме того, считает, что  суд не в полной мере учел влияние назначенного наказания на условия жизни семьи осужденного, мнение потерпевшего о снисхождении и другие обстоятельства. Считает, что с учетом приводимых в жалобе доводов, размер наказания должен быть ниже, чем назначен судом,  и исправление Макарова H.A. возможно без  его изоляции от общества. Полагает, что с учетом всех вышеизложенных обстоятельств, а также с учетом материального положения семьи  осужденного, добровольного возмещения  им потерпевшему 100 000 рублей,  сумма, взысканная с него в возмещение морального вреда в размере 400 000 рублей, является завышенной. Просит изменить приговор, снизить размер  и назначить наказание с применением ст.73 УК РФ, а также уменьшить размер возмещения  морального вреда.

 

В апелляционном представлении, поддержанном в суде апелляционной инстанции только в отношении осужденного Макарова H.A., государственный обвинитель Исаева И.В.  не соглашается с приговором суда, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Полагает, что судом  в нарушение ст.307 УПК РФ недостаточна была мотивирована квалификация содеянного по ч.1 ст.111 УК РФ, и считает, что суд неверно исключил из обвинения признак совершения преступления «группой лиц», исходя из выводов комиссионной судебно-медицинской экспертизы. Просит приговор суда отменить и  направить дело на новое рассмотрение.

 

В судебном заседании  апелляционной инстанции:

-  осужденный Макаров Н.А.    и адвокат  Кузнецов В.К.  поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили изменить приговор суда и смягчить назначенное наказание; 

- прокурор Лобачева А.В.  и представитель потерпевшего Пысенков А.И.,  обосновали несостоятельность доводов жалобы, и предложили  приговор суда отменить по доводам апелляционного представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления, выслушав выступления вышеуказанных лиц, судебная коллегия считает, что приговор суда подлежит изменению  ввиду неправильного применения уголовного закона.

Выводы суда о виновности осужденного Макарова Н.А. в умышленном причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни  человека, совершенном в  отношении потерпевшего Т*** М.С., соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и основаны на совокупности исследованных  доказательств, которым суд дал в приговоре надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения  данного уголовного дела.

Так, помимо признательных показаний  Макарова Н.А., в которых он не отрицал факт умышленного нанесения *** сентября 2014 года в ходе драки с потерпевшим Т*** М.С., множества ударов руками, в том числе в область головы, его  вина  в данном преступлении подтверждается показаниями потерпевшего, указавшего также и на несение осужденным ему  ударов ногой в область головы, показаниями осужденного Лисицина С.А., свидетелей П*** А.Ю., Л*** М.А. и М*** О.С., протоколами осмотра места происшествия, следственных экспериментов, заключениями судебно-медицинских  экспертиз, а также  другими  подробно приведенными в приговоре доказательствами, и не оспаривается  она  и в апелляционной жалобе и представлении.

Тщательный анализ и основанная на законе оценка доказательств позволили  суду правильно установить  фактические обстоятельства совершенного Макаровым Н.А. преступления и прийти к обоснованному выводу о  доказанности его  вины в содеянном.

Судебная коллегия находит приведенные судом первой инстанции в приговоре мотивы оценки доказательств убедительными, и какие-либо не устраненные существенные противоречия в них, требующие  истолкования в пользу осужденного по делу  отсутствуют.

Вопреки доводам представления, правовая оценка действий  Макарова Н.А. по  части 1 статьи 111 УК РФ, как умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, судом дана правильно, выводы суда  в этой части мотивированы надлежащим образом,   данная квалификация  каких-либо  сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Как следует из приговора, суд первой инстанции проаналировав представленные доказательства в их совокупности,  приняв во внимание,  в том числе и выводы комиссионной судебной экспертизы,  пришел к выводу, что осужденный  Лисицын С.А. не  причастен к причинению потерпевшему Т*** М.С. телесных повреждений, участвовавших в формировании черепно-мозговой травмы, повлекшей причинение тяжкого вреда здоровью, и отсутствие в его действиях умысла, направленного именно на причинение такого  вреда в результате совместных с  Макаровым Н.А. действий.

При таких обстоятельствах, с учетом осуждения Лисицина С.А. только по  ч.1 ст.116 УК РФ,  суд первой инстанции обоснованно исключил из обвинения Макарова Н.А. признак совершения преступления «группой лиц», и переквалифицировал его действия на ч.1 ст.111 УК РФ.

Вопреки доводам представления, приговор  суда, за исключением вносимых в него изменений,  соответствует требованиям статей 299, 304 и 307-309 УПК РФ,  поскольку в нем указаны обстоятельства, установленные судом,  содержатся мотивированные  выводы  относительно квалификации преступления,  проанализированы доказательства, обосновывающие выводы суда о виновности осужденного, дана оценка всем доводам сторон, и оснований для его отмены не имеется.

Кроме того, не усматривается нарушений требований уголовно-процессуального законодательства, а также нарушений прав осужденного на защиту в  ходе  предварительного  следствия и судебного разбирательства.

Все  ходатайства сторон, имеющие значение для правильного разрешения дела,  судом были разрешены в установленном порядке,  представленные  сторонами доказательства были исследованы в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством.

При назначении наказание  Макарову Н.А.  суд  учитывал  характер и степень общественной опасности совершенного им тяжкого преступления, конкретные обстоятельств его совершения, данные о личности осужденного, влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни  семьи, смягчающие  наказание обстоятельств, установленные в судебном разбирательстве и указанных в приговоре, в том числе и тех, на которые ссылается в апелляционной жалобе  защитник осужденного.

Судом обоснованно установлено отсутствие как отягчающих обстоятельств по делу,  так и наличие смягчающих: молодой возраст, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, явка с повинной, занятие общественно-полезной деятельностью, состояние здоровья его и близких, добровольное возмещение части причиненного вреда, что Макаров Н.А.  вину фактически признал  и  раскаялся, добросовестно выполнял воинский долг в период службы по призыву.

К административной ответственности  он не привлекался, в быту, по месту учебы и  прохождению военной службы характеризуется положительно.

Вопреки доводам жалобы, с учетом всех обстоятельств по делу суд обоснованно  пришел  к  выводу  о  том,  что  исправление    Макарова Н.А. не возможно  без  изоляции  от  общества, в связи с чем верно  назначил  ему наказание   виде лишения свободы,  не назначая дополнительный вид наказания, выводы  суда об этом подробно мотивированы в приговоре.

Вместе с тем, установив в судебном заседании и указав в приговоре, что у осужденного ранее возникли неприязненные отношения к потерпевшему, вызванные распространением  последним   оскорбительных сведений о его жене среди знакомых и по сети «Интернет»,   что способствовало возникновению у Макарова Н.А.  умысла на причинение Т*** М.С. телесных повреждений, суд первой инстанции данное обстоятельство, а именно аморальность  поведения потерпевшего, явившуюся поводом для преступления, необоснованно не признал смягчающим наказание обстоятельством,  поскольку оно прямо предусмотрено п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ.

В связи с изложенным,  данное обстоятельство судебная коллегия признает смягчающим, а поэтому назначенное Макарову Н.А.  наказание подлежит смягчению, оснований же для его назначения  с применением ст.73 УК РФ, как об этом ставится вопрос в жалобе, несмотря на вносимые в приговор изменения,   также не усматривается.

Судебная коллегия  также согласна с выводами суда и в той части, что не имелось оснований для изменения категории совершенного  осужденным преступления на менее тяжкую в соответствии с частью 6 статьи 15 УК РФ.

Режим  исправительного учреждения для отбытия наказания осужденному судом определен правильно в соответствии  с п. «б» ч.1 ст.58  УК РФ.

Разрешая гражданский иск потерпевшего Т*** М.С.  о возмещении морального вреда, суд в соответствии  с  требованиями закона, пришел к выводу, что  определенный размер компенсация морального вреда является разумным и справедливым  с  учетом возраста, трудоспособности и отсутствия иждивенцев у осужденного.

Вместе с тем, учитывая  признание судом апелляционной инстанции в действиях Макарова Н.А. вышеуказанного  смягчающего наказания обстоятельства, связанного с  поведением самого потерпевшего, доводы, изложенные в  жалобе о необходимости уменьшения размера компенсации морального вреда, являются обоснованными, а  поэтому взысканная с  осужденного сумма компенсации морального вреда подлежит снижению.

Иных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора,  не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28 и 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от   03 августа 2015 года в отношении  Макарова Н*** А*** изменить:

признать обстоятельством, смягчающим наказание, аморальность поведения потерпевшего, явившаяся поводом для преступления; 

смягчить назначенное Макарову Н.А.   наказание в виде лишения свободы до 2 (двух) лет  9 (девяти) месяцев;

снизить размер компенсации морального вреда, взысканного в пользу потерпевшего Т*** М.С.,  до 350 000 рублей.

В остальном приговор суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу и представление  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: