Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 08.09.2015, опубликован на сайте 21.09.2015 под номером 54146, 2-я гражданская, об обеспечении благоустроенным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33 – 3667/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               08 сентября 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Мирясовой Н.Г.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Устимовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 апреля 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Спиридоновой Е*** В*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области выразившееся в необеспечении Спиридоновой Е*** В*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Спиридоновой Е*** В*** в городе Ульяновске жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Спиридоновой Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,  прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Спиридоновой Е.В. (до брака Д***.), ***1995 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о  признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению истицы специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, прокурор просил обязать ответчика обеспечить истицу специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Спиридонова Е.В., ***.1995 года рождения, относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет. Мать Спиридоновой Е.В. – Д***. решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от ***.2010 лишена родительских прав. За истицей было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Н***  Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении ***2013 установлен факт невозможности проживания Спиридоновой Е.В. в закрепленном помещении.

***2014 истица включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным  бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании город Ульяновск; обязать  Министерство  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Спиридонову Е.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 

Рассмотрев по существу заявленные исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. Указывает, что не оспаривает право истицы на обеспечение жилым помещением по договору найма  специализированного жилого помещения, однако   жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление Спиридоновой Е.В.  первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору  найма специализированного жилого помещения, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчика  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, третьих лиц  Правительства Ульяновской области, Управления Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Министерства образования Ульяновской области, Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, что Спиридонова Е.В., ***.1995 года рождения, относится к категории  детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет. Мать Спиридоновой Е.В. – Д*** решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от ***2010 в отношении дочери лишена родительских прав. Сведения об отце истицы внесены в запись  акта о рождении  на основании заявления матери.

Спиридонова Е.В. (до брака  Д***.) воспитывалась в  О***

За истицей было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Н***.  Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении ***2013 установлен факт невозможности проживания Спиридоновой Е.В. в закрепленном помещении.

По сведениям Управления Росреестра и БТИ истица жилья на праве собственности не имеет.

***2014 Спиридонова Е.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

До настоящего времени жилое помещение истице  не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Спиридонова Е.В. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Спиридоновой Е.В., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В  соответствии  со статьей  8  Федерального  закона  от  21  декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить основанием  к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи