Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осужден по ч.1 ст.111 УК РФ, ч.2 ст.158 УК РФ
Документ от 15.07.2015, опубликован на сайте 24.08.2015 под номером 53679, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.1; ст. 158 ч.2 п. в, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***                                                                    Дело №22-1566/2015

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                 15 июля 2015 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кислицы М.Н.,

судей  Львова Г.В., Грыскова А.С.,

при секретаре Застыловой С.В.,

с участием: осужденного Укина Л.В., адвоката Харитонова В.И., прокурора Лобачевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с апелляционной жалобой адвоката Харитонова В.И. в интересах осужденного Укина Л.В.  на приговор Карсунского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2015 года, которым

УКИН Л*** В***,

***,  не судимый,

осужден: по ч.1 ст.111 УК РФ к 2 годам 8 месяцам лишения  свободы, по п. “в” ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году лишения свободы. На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности данных преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено 3 года 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Укин Л.В. взят под стражу в зале суда. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 20 мая 2015 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Укина Л.В. в пользу М*** Н.А.: в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, *** рублей, в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, *** рублей. Постановлено взыскать с Укина Л.В. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 6 270 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Укин Л.В. осужден за кражу, т.е. тайное хищение денег в сумме *** рублей, принадлежащих М*** Н.А., с причинением значительного ущерба гражданину, совершенную около 23 часов 31 декабря 2014 года.

Он же осужден за умышленное причинение М*** Н.А. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное около 23 часов 01 февраля 2015 года

 

В апелляционной жалобе (основной, дополнительной) адвокат Харитонов В.И. ставит под сомнение законность осуждения Укина за кражу денег у потерпевшего М*** Н.А. По его мнению, Укин оговорил себя в совершении данного преступления под давлением сотрудников полиции. Просит исключить из числа доказательств явку с повинной Укина, как полученную с нарушением требований уголовно-процессуального закона. Кроме того, ссылается на то, что сумма похищенных денежных средств установлена только из показаний Укина. Судом не установлено, каким способом Укин распорядился похищенными деньгами в сумме *** рублей. Просит оправдать Укина по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.158 УК РФ,  назначить наказание Укину с применением ст.73 УК РФ, снизить размер компенсации морального вреда потерпевшему М*** до *** рублей с учетом материального положения Укина и наличия у него  инвалидности 3 группы по зрению.  

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем, отозвано в порядке ч.3 ст.389-8 УПК РФ.  

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- адвокат Харитонов В.И. поддержал доводы свой апелляционной жалобы, поданной в интересах осужденного Укина. Обратил внимание на плохое зрение Укина. Полагал, что Укин вынужден был обороняться от действий потерпевшего М***, поскольку последний первым ударил Укина, но превысил пределы необходимой обороны. Указанные обстоятельства, по его мнению, являются основанием для снижения  размера взысканных с Укина денежных средств в счет компенсации морального вреда, причиненного потерпевшему.  Просил  прекратить уголовное преследование Укина по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.158 УК РФ, и назначить Укину  наказание с применением ст.73 УК РФ; 

- осужденный Укин поддержал апелляционную жалобу и выступление адвоката Харитонова В.И. в судебном заседании и пояснил, что оговорил себя в краже денег у потерпевшего М***;

- прокурор Лобачева А.В. обосновала своё мнение о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы. Просила приговор суда в отношении Укина оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, находит приговор суда, постановленный в отношении Укина, законным и обоснованным, а назначенное ему наказание справедливым.

 

Судом установлено, что около 23 часов 01 февраля 2015 года между Укиным и М*** Н.А произошла ссора, перешедшая в драку между ними, в ходе которой Укин  сначала нанес 2 удара кулаком по лицу потерпевшего, а затем повалил его на пол и нанес со значительной силой два удара ногой в область правого колена М*** и 4 удара ногой в область груди потерпевшего. В результате этого М*** были причинены телесные повреждения в виде открытого перелома диафиза правой большеберцовой кости в средней трети, ушибленной раны правой голени, которые повлекли за собой значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на 1/3 и квалифицируются как тяжкий вред здоровью.

Обстоятельства данного преступления установлены судом на совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Выводы суда о виновности Укина в совершении указанного преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на признательных показаниях самого Укина, показаниях потерпевшего М***, свидетеля А***, протоколе осмотра места происшествия, на других исследованных в суде доказательствах.

Доводы, приведенные адвокатом Харитоновым В.И. в судебном заседании апелляционной инстанции о наличии в  действиях Укина превышения необходимой обороны от противоправных действий М*** Н.А., судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку суд первой инстанции правильно установил обстоятельства совершенного преступления и обоснованно пришел к выводу, что мотивом действий Укина в причинении тяжкого вреда здоровью М*** явилось желание Укина отомстить потерпевшему за то, что тот оскорбил его и первым применил к нему физическое насилие, которое произошло в ходе ссоры между ними из-за требований М*** вернуть ему похищенные деньги.

Данные выводы суда основаны на признательных показаниях самого Укина, показаниях потерпевшего М***, свидетеля А***, из содержания которых следует, что сначала между М*** и Укиным произошла ссора из-за требований М*** вернуть ему похищенные у него деньги, которая перешла в драку, в ходе которой Укин избил М***, после чего последний жаловался на боль в ноге и не смог самостоятельно передвигаться. При этом сам Укин, будучи допрошенным в качестве подозреваемого, обвиняемого, показал, что, обидевшись и разозлившись на М*** за то, что последний нахамил ему и ударил его, решил отомстить ему, причинив М*** телесные повреждения. 

Анализ и оценка показаний Укина, потерпевшего М***, всех свидетелей в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в части оценки их показаний не имеется.

Тщательно исследовав обстоятельства дела и правильно оценив все доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Укина в отношении М*** были вызваны желанием причинить ему тяжкий вред здоровью из чувства возникших к нему личных неприязненных отношений, возникших в ходе ссоры и драки между ними.

О наличии у Укина умысла на причинение тяжкого вреда здоровью М*** свидетельствуют установленные судом обстоятельства нанесения ударов руками и ногами, обладающим большой поражающей способностью, по различным частям тела потерпевшего, а также обнаруженные у потерпевшего телесные повреждения, их локализация и способ причинения, установленные судом из заключения судебно-медицинской экспертизы.

Таким образом, вывод суда и о наличии прямой причинной связи между действиями осужденного Укина и наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью М*** является правильным.

С учетом изложенного, суд обоснованно признал Укина виновным в совершении данного преступлении и дал правильную юридическую оценку его действиям по ч.1 ст.111 УК РФ.

Установленные судом обстоятельства совершения данного преступления не оспариваются в апелляционной жалобе.

 

Обстоятельства преступления, связанного с хищением денежных средств, принадлежащих М*** Н.А., судом установлены правильно на основании совокупности исследованных в судебном заседании  доказательств.

Кроме признательных показаний самого осужденного Укина в хищении денег из одежды М***, его виновность в совершении данного преступления подтверждается показаниями потерпевшего М***, показаниями свидетелей К***, Л***, А***, протоколами осмотра места происшествия, другими исследованными в суде доказательствами.

Так, в судебном заседании подсудимый Укин полностью признал свою вину в совершении инкриминируемых ему преступлений, в том числе подтвердил правильность своих показаний о хищении им денег у М*** в сумме *** рублей. При этом из содержания признательных показаний Укина следует, что он, зашел в квартиру А***, воспользовавшись тем, что дверь не была заперта. Увидев, что А*** и М*** спят в указанной квартире, он тайно похитил деньги из кармана брюк, одетых на М***. Затем он осмотрел похищенные денежные купюры, которые были достоинством 2 купюры – по *** рублей, 4 купюры – по *** рублей, 5 купюр – по *** рублей. В последующем данные деньги он потратил, в том  числе дал Л*** *** рублей в долг, купил в салоне “***” села С*** сотовый телефон за *** рублей, купил зимние берцы,  приобрел спиртные напитки.     

Из положений ч.2 ст.17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу, а поэтому суд обоснованно сослался в приговоре на показания самого Укина, данные им в ходе предварительного следствия в присутствии адвоката, поскольку они носят не общий, а детализированный характер и согласуются с показаниями потерпевшего М***, свидетеля А***.

В частности, из показаний потерпевшего М***, данных в ходе предварительного следствия, следует, что вечером 31 декабря 2014 года он распивал спиртные напитки с А*** и Укиным в квартире А***. Около 21 часов  Укин ушел из квартиры, а он и А*** легли спать. Утром он обнаружил пропажу денег в сумме *** рублей, которые находились в кармане его брюк. А*** пояснил ему, что не брал данные деньги.

Противоречий показания М*** о юридически значимых обстоятельствах для разрешения дела, которые ставили бы под сомнение правильность установленных судом обстоятельств совершенного преступления, не содержат.

То обстоятельство, что в судебном заседании  потерпевший показал о том, что похищенные деньги находились в кармане его толстовки, суд обоснованно расценил как ошибочное восприятие прошедших событий М***, который последовательно пояснял, что обстоятельства совершенных в отношении него преступлений помнит плохо.

Кроме того, признательные показания Укина подтверждаются показаниями  свидетелей Л***, К***.

Так, свидетель Лазарев показал о том, что 03 января 2015 года  Укин дал ему в долг *** рублей.

Свидетель К*** подтвердила в судебном заседании, что в январе 2015 года, работая продавцом в салоне “***” села С***, продала сотовый телефон, стоимостью *** рублей, парню. При этом, данный телефон был в продаже в одном экземпляре.   

Доводы адвоката Харитонова В.И. о недопустимости использования в качестве доказательства явки с повинной Укина не влияют, как на правильность выводов суда, так и на законность и обоснованность приговора, поскольку суд не сослался в приговоре на данный протокол явки с повинной как на доказательство виновности Укина. 

Что касается доводов адвоката Харитонова В.И. о даче Укиным  признательных показаний в ходе предварительного следствия под давлением со стороны сотрудников полиции, то судебная коллегия признает их  несостоятельными, поскольку они не находят своего подтверждения. Из материалов дела следует, что допросы Укина в качестве подозреваемого, обвиняемого проводились в установленном законом порядке. При этом в ходе допросов Укина принимал участие адвокат, защищавший его интересы. Заявлений, ходатайств от Укина в ходе проведения следственных действий, при окончании производства по уголовному делу и в судебных заседаниях,  не поступало.

Право на защиту Укина не нарушено, поскольку, как следует из имеющихся в деле протоколов следственных действий, перед его допросами в качестве подозреваемого, обвиняемого Укину были разъяснены все его права, в том числе право не свидетельствовать против самого себя и близких родственников, а также положения закона о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при последующем отказе от них.

Квалифицирующий признак кражи - “с причинением значительного ущерба гражданину” нашел свое подтверждение в ходе судебного следствия, о чем свидетельствуют не только субъективная оценка потерпевшего М*** причиненного ему ущерба, но и его материальное положение, которое было исследовано судом.

Суд обосновано сходил из  размера похищенных денежных средств в сумме *** рублей, что гораздо выше размера ущерба в *** рублей, указанного в примечании к ст.158 УК РФ для признания его значительным. При этом судом справедливо учтено, что М***  не имел постоянной работы, другого источника дохода и ценного имущества. При таких обстоятельствах, доводы потерпевшего М*** в части того, что указанная сумма денежных средств является значительной, суд обоснованно признал убедительными, и выводы суда в данной части являются мотивированными. 

Судебное разбирательство судом первой инстанции проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон, заявленные ходатайства разрешены в соответствии с требованиями закона.  Ущемления  прав  осужденного, в том числе на защиту, в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

Наказание осужденному Укину назначено в соответствии с требованиями статей 6 и 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, влияния назначенного наказания на исправление Укина и на условия жизни его семьи.

Суд в полной мере учел обстоятельства, смягчающие наказание. Требования ч.1 ст.62 УК РФ судом соблюдены.

Вывод суда о возможности исправления осужденного только в условиях изоляции от общества мотивирован в приговоре, и оснований не согласиться с ним судебная коллегия не находит.

С учетом изложенного, назначенное Укину наказание, как за каждое из совершенных преступлений, так и по их совокупности, является соразмерным и справедливым.

Гражданские иски потерпевшего М*** разрешены судом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходил из конкретных обстоятельств дела, степени нравственных и физических страданий потерпевшего, требований соразмерности и справедливости, данных о возрасте, а также с учетом состояния здоровья и  материальном положении Укина, на которые указывает адвокат Харитонов В.И. в апелляционной жалобе.

Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность решения суда по гражданским искам потерпевшего М*** у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389-13, 389-20, 389-28 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор  Карсунского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2015 года в отношении Укина Л*** В*** ставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи