Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 11.08.2015, опубликован на сайте 20.08.2015 под номером 53634, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Горбунова И.Г.                                                                           Дело № 33-3362/2015                                                          

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         11 августа 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Арлюковой (Андрюшиной) В*** В*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Арлюковой (Андрюшиной) В*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.С*** Ульяновской области.

Обязать  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Арлюкову (Андрюшину) В*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. С*** Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований к отделу образования МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Арлюковой (Андрюшиной) В.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, органу опеки и попечительства Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Арлюкова (до вступления в брак - Андрюшина) В.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Мать истицы решением Чердаклинского районного суда от *** 2007 года лишена родительских прав, отец умер *** 2004 года. Арлюкова (Андрюшина) В.В. была  выявлена в р.п. Ч***, откуда была направлена в государственное учреждение для детей-сирот. Постановлением Главы администрации МО «Чердаклинский район» от 22 мая 2008 года № *** Андрюшина В.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. закрепленного за ней жилья не имелось. Согласно справке ОГБОУ СПО С*** Арлюкова В.В. обучается в указанном учебном заведении с 01 сентября 2014 года. До этого являлась воспитанницей ОГКОУ СКДД «Д***», обучалась в ОГБОУ СПО С***. В настоящее время Арлюкова В.В. зарегистрирована  по адресу: г. С*** в общежитии образовательного учреждения. Собственником объектов недвижимости Арлюкова (Андрюшина) В.В. не является. *** 2014 года истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое  помещение ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, органа опеки и попечительства Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по своевременному обеспечению Арлюковой (Андрюшиной) В.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Сенгилее Ульяновской области, и обязать ответчиков обеспечить Арлюкову (Андрюшину) В.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. С*** Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Арлюкова В.В. включена в Список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения в Сенгилеевском районе Ульяновской области. Не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма нарушает права других детей-сирот, включенных в соответствующий Список.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Арлюкова (до заключения брака – Андрюшина) В.В., *** *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от *** 2007 года мать истицы – А*** О.Г. была лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери.

Отец истицы – А*** В.Г. умер *** 2004 года.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 22 мая 2008 года № *** истица поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

Ранее истица была зарегистрирована в общежитии образовательного учреждения по адресу: Ульяновская область, г. С***, ул. О***, в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания: Ульяновская область, г.С***, ул. К***.

Жилых помещений в собственности истица не имеет.

*** 2014 года Арлюкова (Андрюшина) В.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истица не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Арлюковой (Андрюшиной) В.В., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи