Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 11.08.2015, опубликован на сайте 20.08.2015 под номером 53633, 2-я гражданская, о включении периодов работы в спецстаж и назначении досрочной пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Царапкина Е.В.                                                                      Дело №33-3357/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 августа 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сафиной Д*** Г*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 мая 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Сафиной Д*** Г*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области об отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г.Ульяновска (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска № *** от 22 апреля 2015 года об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы с 07 октября 1998 года по 31 октября 1999 года, с 01 ноября 1999 года по 12 мая 2004 года, с  01 ноября 2001 года по 12 мая 2004 года в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06 марта 2015 года отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Сафиной Д.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сафина Д.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - УПФ в Заволжском районе г.Ульяновска) об отмене решения, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указала, что 06 марта 2015 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по Списку № 2 в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением УПФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 22 апреля 2015 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано по причине отсутствия специального стажа. При этом ответчик не засчитал в такой стаж периоды работы с 01 декабря 1993 года по 05 октября 1998 года в С*** в качестве штукатура А*** с 07 октября 1998 года по 31 октября 1999 года в качестве маляра с совмещением штукатурных работ в А*** г.Ульяновск, с 01 ноября 1999 года по 12 мая 2004 года в качестве маляра-штукатура в А*** с чем она не согласна, поскольку в спорные периоды работала в качестве штукатура-маляра с совмещением штукатурных работ, маляра-штукатура, представила ответчику трудовую книжку, льготно-уточняющую справку от 10 апреля 2015 года, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Работала полный рабочий день, была занята на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, эмалевых, свинцовых и нитрокрасок. Как лицо, работающее во вредных условиях труда, она пользовалась льготами в виде дополнительного отпуска, получала молоко, использовала средства индивидуальной защиты. Она работала в бригаде маляров на объектах промышленного и общественного назначения. Факт работы и ее характер могут подтвердить свидетели. Просила обязать ответчика засчитать в специальный стаж периоды работы с 07 октября 1998 года по 31 октября 1999 года, с 01 ноября 1999 года по 12 мая 2004 года, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01 ноября 2001 года по 12 мая 2004 года и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 06 марта 2015 года.

Определением суда от 28 мая 2015 года производство по делу в части требований Сафиной Д.Г. о включении в специальный стаж периода работы с 01 декабря 1993 года по 05 октября 1998 года было прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сафина Д.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на нормы пенсионного законодательства, а также доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что отсутствие льготно-уточняющей справки, подтверждающей занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, объясняется тем, что в 2007 году ОАО А***» было признано банкротом. Повлиять на возможность ведения и сохранения в организации сведений о характере ее трудовой деятельности она не могла, поскольку это является обязанностью работодателя. Признание организации банкротом лишило ее возможности запросить дополнительные уточняющие справки. Считает, что факт совмещения работы маляра со штукатурными работами не свидетельствует об отсутствии полной занятости во вредных условиях труда. Формулировка «совмещение работ» предполагает, что работа в качестве маляра являлась основной, следовательно, занятость в течение полного рабочего дня (80-100%), не исключается. Полагает, что отказ суда в принятии свидетельских показаний не обоснован, поскольку данные лица не были заинтересованы в исходе дела в ее пользу. Дружеские отношения с ними отсутствуют, в данный момент пенсии им уже назначены на основании судебных решений, которые суд также необоснованно оставил без внимания.

В возражениях на жалобу УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они отработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 марта 2015 года Сафина Д.Г. обратилась в УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа № *** от 22 апреля 2015 года истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по страсти в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

При этом в специальный стаж Сафиной Д.Г. был включен период ее работы продолжительностью 6 лет 8 месяцев 22 дня и рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ при достижении возраста 52 года.

В специальный стаж Сафиной Д.Г. не были засчитаны периоды ее работы в качестве:

- штукатура в С***» - с 01 декабря 1993 года по 05 октября 1998 года;

- маляра с совмещением штукатурных работ в А*** г.Ульяновск - с 07 октября 1998 года по 31 октября 1999 года;

- маляра-штукатура в А*** г. У*** – с 01 ноября 1999 года по 12 мая 2004 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия по делу предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Сафиной Д.Г.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований считать его неправильным в какой-либо части не имеется.

В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, и Список № 2, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (для учета периодов до 01 января 1992 года).

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства, в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11 июля 2002 года.

Согласно разделу ХХIХ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилищных и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, правом на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда пользуются маляры при работе с нитрокрасками.

Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года утвержден Список № 2 производств, работ, профессий должностей и показателей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в котором в разделе ХХХIII «Общие профессии» предусмотрена профессия - маляр, при условии полной занятости выполнением работ с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-13450).

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Таким образом, из изложенных положений следует, что условиями назначения малярам досрочной трудовой пенсии являются их постоянная занятость в течение полного рабочего дня выполнением работ с применением нитрокрасок, а так же вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Суд, дав верную правовую оценку представленным истицей доказательствам, а именно: записям в трудовой книжке, архивным справкам, выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, обоснованно пришел к выводу о том, что факт работы истицы в спорный период с веществами не ниже третьего класса опасности, что является обязательным условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, документально не подтвержден, в связи с чем право на назначение такой пенсии у истицы отсутствует.

Из трудовой книжки Сафиной Д.Г. следует, что в спорные периоды она занимала должность маляра с совмещением штукатурных работ, маляра-штукатура, работа в которых предполагает выполнение обязанностей как маляра, так и штукатура и, соответственно, не дает право на досрочную страховую пенсию.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Постановления Правительства Российской Федерации № 1015 от 02 октября 2014 года периоды работы, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сафина Д.Г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 04 октября 1999 года.

Периоды работы Сафиной Д.Г. с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года и в 2002 году отражены в ее лицевом счете общими условиями труда.

Периоды с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2003 года по 31 декабря 2003 года, с 01 января 2004 года по 12 мая 2004 года в выписке отсутствуют.

В этой связи суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на тот факт, что истица имеет сына, *** года рождения, в связи с чем в спорный период также находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Кроме того, в системе обязательного пенсионного страхования содержатся сведения о том, что в период с 01 по 30 июня 2002 года, с 08 июля по 09 сентября 2002 года, с 01 сентября по 31 октября 2002 года Сафина Д.Г. осуществляла трудовую деятельность в других организациях (ООО «Д***»).

С учетом данных обстоятельств суд обоснованно не усмотрел оснований для вывода о том, что истица в спорный период времени была занята полный рабочий день на работах с тяжелыми условиями труда, и отверг в этой части показания допрошенных свидетелей.

Судебные решения, на основании которых отдельным работникам А***» назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеют. Факты, которые опровергали бы выводы суда относительно условий и характера труда Сафиной Д.Г., данными решениями установлены не были.

Доводы, приведенные Сафиной Д.Г. в апелляционной жалобе, направлены на переоценку доказательств, однако оснований для этого судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сафиной Д*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи