Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обобеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 28.07.2015, опубликован на сайте 18.08.2015 под номером 53303, 2-я гражданская, о возложении обязанности на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области обеспечить Калина Сергея Алексеевича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Довженко Т.В.                                                                       Дело №33-3189/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  28 июля 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего  в интересах  Калина С*** А***, удовлетворить частично.

Признать незаконным  бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Калина С*** А***  жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Калину С*** А*** жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «П***» Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора Павловского района  Ульяновской области,  действующего в интересах Калина С*** А***,  к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, Департаменту профессионального образования и науки Ульяновской области,- отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Калина С.А., прокурора Колгановой Е.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Павловского района Ульяновской области, действующий в интересах Калина С.А., обратился в суд с иском Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, Департаменту профессионального образования и науки Ульяновской области об обеспечении Калина С.А. специализированным жилым помещением. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Калин С.А., *** *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Распоряжением главы Ульяновского района  Ульяновской области  от 09 апреля 2004 года Калин С.А. изъят у матери и передан на содержание в специализированное учреждение - ОГОУ СКДД «Д***» без сохранения за ним жилого помещения. В последующем  Калин С.А.  был помещен в Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «П***» в р.п. П***, где он находился до достижения совершеннолетия на полном государственном обеспечении. Решением Координационного совета по охране прав несовершеннолетних от 28 ноября 2013 года, Калин С.А. определен в очередь детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время Калин С.А. проживает в приемной семье в с. С*** П*** района, где он временно зарегистрирован в жилом помещении, на праве собственности ему не принадлежащем.  Просил суд признать незаконным бездействие ответчиков по несвоевременному обеспечению Калина С.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложить на ответчиков обязанность обеспечить истца таким жилым помещением.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Калин С.А. включен в Список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения в МО «П***». Не обеспечен жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма нарушает права других детей-сирот, включенных в соответствующий Список.

В возражениях на жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Калин С.А., *** *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от *** года мать истца – К*** А.Н. была лишена родительских прав в отношении своего сына. *** *** года мать Калина С.А. умерла.

Распоряжением главы администрации Ульяновского района Ульяновской области от 09 апреля 2004 года *** несовершеннолетний Калин С.А. был помещен в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Д***», поставлен на регистрационный учет  как нуждающийся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Павловский район» от 15 мая 2008 года *** Калин С.А.  передан в приемную семью К***, где в настоящее время истец проживает и зарегистрирован по месту пребывания.

Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Калин С.А. собственником объектов недвижимости не является.

28 ноября 2013 года Калин С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Калин С.А. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области, действующего в интересах Калина С.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи