Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 28.07.2015, опубликован на сайте 04.08.2015 под номером 53279, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                              Дело №33-3120/2015                                                            

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       28 июля 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования Гаязова А*** Г*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж Гаязова А*** Г***, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период его службы в рядах Советской Армии с 04 ноября 1974 года по 13 февраля 1984 года, в общий трудовой стаж  Гаязова А*** Г*** для назначения трудовой пенсии по старости период его работы с 22 ноября 1971 года по 28 октября 1974 года на К*** и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 11 декабря 2013 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Гаязова А.Г.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гаязов А.Г. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска о  признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж периода службы в армии и назначении пенсии.

В обоснование иска указал, что 11.12.2013 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.11.2013 ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого (8 лет) стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Истец считает данный отказ незаконным, поскольку по ранее действовавшему Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 период службы с 1968 года в районах Крайнего Севера засчитывался в стаж работы, дающий право на получение льгот, если не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы поступить на работу в районах Крайнего Севера.

Согласно военному билету и справки, выданной в/ч ***, истец в период с 04.11.1974 по 13.02.1984 проходил военную службу в армии в районе Крайнего Севера г.Н*** (их них до 30.07.1976 – действительная срочная служба, а с 30.07.1976 по 13.02.1984 – действительная сверхсрочная служба). После увольнения с военной службы истец трудоустроился в течение 3-х месяцев столяром и плотником в трест «Н***, расположенном в г.Н***.

С учетом уточнения требований просил признать незаконным отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать включить в общий трудовой стаж период его работы на К*** с 22.11.1971 по 28.10.1974, включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости период службы в Советской Армии в районах Крайнего Севера с 04.11.1974 по 30.07.1976, период действительной сверхсрочной военной службы в районе Крайнего Севера с 30.07.1976 по 13.02.1984 и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 11.12.2013.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что к рассматриваемым правоотношениям судом неверно применено Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, поскольку оно относится к лицам, проходившим срочную военную службу, тогда как судом засчитан  период действительной сверхсрочной военной службы в районе Крайнего Севера с 30.07.1976 по 13.02.1984. Считает, что законных оснований для удовлетворения требований истца у суда первой инстанции не имелось.

В возражениях на жалобу Гаязов А.Г. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска - без удовлетворения.

Представитель УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с абзацем первым подпункта 6 пункта 1 статьи 28 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно абзацу 3 подпункта 6 пункта 1 указанной статьи гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статье 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Материалами дела установлено, что  Гаязов А.Г., *** года рождения, обратился в УПФР в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением УПФР в Ленинском районе г.Ульяновска от 13.12.2013 № *** истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, который исчислен в 7 лет 02 месяца 01 день.  При этом в указанный стаж не включен период прохождения военной службы в СА с 04.11.1974 по 13.02.1984.

Согласно справке от 12 мая 1988 года № ***, выданной войсковой частью ***, Гаязов А.Г. в период с 29.11.1974 по 13.02.1984 проходил службу в в/ч *** г.Н***.

Принимая решение о включении в специальный стаж периода военной службы истца с 29.11.1974 по 13.02.1984, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», согласно которому солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывалась в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступали на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Установив, что после окончания военной службы условие о трудоустройстве в районе Крайнего Севера истцом выполнено, суд пришел к выводу, что суммарная продолжительность специального стажа истца составит более 15 лет, что является основанием для назначения истцу, достигшему возраста 57 лет, досрочной пенсии с момента обращения к ответчику.

Судебная коллегия с приведенными выводами суда согласиться не может, поскольку они постановлены при неправильном применении норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Удовлетворяя исковые требования о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода действительной сверхсрочной службы истца, районный суд не учел положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11, пункта 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, статей 12, 90 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1 о том, что нормами как действующего пенсионного законодательства, так и нормами пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, предусмотрено включение времени военной службы только в страховой (общий трудовой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный (специальный) стаж не предусмотрена.

Военная служба и работа по трудовому договору представляют собой различные формы реализации права на труд и законодатель эти понятия различает. По общему правилу, в страховой стаж, дающий право на "северные" гарантии, включается время работы в этих регионах по трудовому договору.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, урегулирован порядок определения стажа. В частности, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002, среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2). При этом в данных нормах не предусмотрен зачет в специальный стаж военной службы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, законодатель дифференцировал порядок включения срока военной службы в льготный стаж, предусмотрев право на зачет этого срока при прохождении действительной срочной службы (службы по призыву), а прохождение сверхсрочной службы (военной службы по контракту) предусмотрел для включения в общий страховой стаж.

При таких обстоятельствах, районный суд без должных оснований включил период прохождения истцом сверхсрочной службы в СА с 30.07.1976 по 13.02.1984 в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и признал за ним право на назначение указанной пенсии.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части включения в специальный стаж истца периода сверхсрочной службы с 30.07.1976 по 13.02.1984 с постановлением по делу нового решения об отказе в иске в этой части.

Поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии он достиг возраста 57 лет и с учетом включенного периода имел стаж работы в районах Крайнего Севера более 8 лет, досрочная трудовая пенсия в соответствии с п.п.  6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» может быть назначена с момента его обращения за назначением пенсии – с 11 декабря 2013 года. Таким образом, в остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2015 года отменить в части включения в специальный стаж истца периода сверхсрочной службы с 30.07.1976 по 13.02.1984.

Принять новое решение в этой части.

В удовлетворении исковых требований Гаязова А*** Г*** о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода сверхсрочной службы в рядах Советской Армии с 04 ноября 1974 года по 13 февраля 1984 отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий                            

 

Судьи: