УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Родионова
В.П.
Дело № 33-3014/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
21 июля 2015
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Трифоновой
Т.П. и Кинчаровой О.Е.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 апреля 2015
года, по которому постановлено:
Иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного
в интересах Лодинева В*** В***,
Лодинева С*** В***, Лодиневой Е***
В***, Лодиневой Г*** С***, Листаровой
Г*** П***, Листарова О*** В***
удовлетворить в части.
Признать
заключение межведомственной комиссии
№ *** от 29 сентября 2014
года о предоставлении документов
незаконным.
Обязать
администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос на
межведомственной комиссии в
отношении многоквартирного жилого
дома № *** по
ул. Р*** в г. Ульяновске и принять решение в соответствии с пунктом
47 Положения о признании
помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 28
января 2006 года № 47.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., Лодиневой Г.С.,
Листаровой Г.П., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах граждан Лодиневых В.В.,
С.В., Е.В. , Г.С. и Листаровых Г.П. и О.В. к администрации города Ульяновска о
признании незаконным заключения межведомственная комиссии от 29.09.2014 № *** и
возложении на администрацию города обязанности рассмотреть на межведомственной
комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного жилого дома № *** по
ул. Р*** в г.Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обосновании иска
указано, что Главной государственной инспекцией
регионального надзора Ульяновской области от
07 августа 2014 года
проведено обследование
многоквартирного жилого
дома №
*** по ул. Р***
в г. Ульяновске и составлено заключение о непригодности его для
проживания. Оформленный по
итогам обследования акт
от 25 августа 2014 года
направлен в администрацию г. Ульяновска для рассмотрении на
межведомственной комиссии вопроса
о признании указанного многоквартирного дома
аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции. 29 сентября
2014 года при рассмотрении данного
вопроса межведомственной комиссией
принято не предусмотренное п. 47
Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным
для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции (далее Положение) решение
о необходимости предоставления собственниками помещений указанного жилого дома
документов: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые
помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения
специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование
данного дома. При этом в соответствии с п.п. 3, 4, 6, 7 Положения о единой
системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697, а также
п. 45 (2) Положения межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать
вышеуказанные документы из органов государственной власти и местного самоуправления на
основании межведомственных запросов
с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе
администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда. Указывает при
этом, что межведомственная комиссия не могла рассмотреть вопрос о признании
жилого дома по ул. Р***, *** в г.Ульяновске непригодным для проживания,
поскольку в комиссию не были представлены все необходимые документы,
предусмотренные п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства
РФ от 28.01.2006 № 47. В администрацию города Ульяновка поступило только заключение
главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о
признании жилых помещений возможно не пригодным для проживания, а также акт
обследования дома № *** по ул. Р***. Собственникам многоквартирного дома было
предложено представить документы, предусмотренные п. 45 Положения, а именно:
заключение специализированной организации, проводившей обследование
многоквартирного дома, поскольку ставился вопрос о признании многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также технические
паспорта на жилые помещения в доме. Указанные документы администрация
г.Ульяновска не вправе запросить в порядке межведомственного электронного
взаимодействия, поскольку ОГУП БТИ и специализированные организации являются коммерческими
организациями и оказывают услуги на заявительной основе за плату. Кроме того,
указанные организации не входят в систему государственных органов и учреждений,
между которыми осуществляется межведомственное электронное взаимодействие в
целях предоставления государственных и
муниципальных услуг и исполнения
государственных и муниципальных функции
в электронной форме. Рассмотрение вопроса о признании дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции не относится к муниципальной услуге.
Администрация города
Ульяновска согласна понести расходы по оплате заключения специализированной
организации по обследованию технических конструкций дома соразмерно своей доли
в общедолевой собственности на данный многоквартирный дом.
В судебное заседание
представитель администрации города Ульяновска не явился. О дате и времени
рассмотрения дела извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ
судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.
327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что 2х-квартирный жилой
дом №*** по ул. Р*** в г.
Ульяновске числится в реестре муниципальной собственности.
07.08.2014 Главной
государственной инспекцией
регионального надзора
Ульяновской области составлен акт
обследования жилого дома № *** по ул.
Р*** в г. Ульяновске. При визуальном
обследовании установлено
наличие трещин на
наружных стенах по всему
периметру дома, а также в квартирах
по ширине до 1
см.; разрушение цоколя по всему периметру дома;
разрушение отмостки по всему периметру дома;
в доме имеются следы протечки
с кровли из-за
нарушения герметичности кровельного
покрытия; имеется уклон, зыбкость, разрушение
половых досок в
квартирах дома; имеется
уклон потолка в квартирах дома, зыбкость, загнивание перекрытий
на чердачном помещении, зыбкость,
загнивание половых перекрытий. По результатам
обследования дома составлено заключение о признании жилого помещения по адресу: г.Ульяновск, ул. Р***, д. *** непригодным
для проживания. Указанное заключение вместе с актом
обследования дома 25.08.2014 направлено
в администрацию города Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия
решения.
По результатам
рассмотрения данных документов межведомственная комиссия приняла заключение №
35 от 29.09.2014, которым предложила
администрации г.Ульяновска предоставить
документы, указанные в п. 45 «Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В заключении также указано,
что после предоставления администрацией
города Ульяновска указанных документов будет принято одно из решений,
предусмотренных пунктом 47 вышеуказанного Положения в отношении
многоквартирного жилого дома № *** по ул. Р*** в Ленинском районе г.Ульяновска.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст.
14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений
муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции
органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15
Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано
непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
Во исполнение
данной нормы
Правительством Российской Федерации принято постановление
от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение),
действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые
помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории
Российской Федерации (п. 2
Положения).
В соответствии с пунктом 7
Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание
помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а
также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован
данной нормой.
Оценка
соответствия помещения установленным в Положении
требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для
проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления
собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании
заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным
к их компетенции.
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно
из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям,
предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения
капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с
технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе
эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в
настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении
процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям,
предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение
признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и
подлежащим реконструкции.
В соответствии с п. 48 по окончании работы
комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным
(непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N
1.
В данном случае межведомственная комиссия
приняла решение, не предусмотренное п. 47 Положения.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что администрация города Ульяновска не имеет возможности
запросить необходимые документы в порядке межведомственного
электронного взаимодействия, согласна понести расходы по оплате заключения
специализированной организации по обследованию технических конструкций дома
соразмерно своей доли в общедолевой собственности на данный многоквартирный
дом, являются несостоятельными.
2х-квартирный жилой
дом по ул. Р***, *** в г.Ульяновске является муниципальной собственностью.
Обязанность по предоставлению всех необходимых документов для возможности принятия межведомственной
комиссией решения, предусмотренного п. 47 Положения, лежит на администрации
г.Ульяновска. Администрация города должна нести и все необходимые расходы по
составлению указанных документов.
Поскольку администрация города Ульяновска в
течение длительного времени не предоставляет все необходимые документы, вопрос
о признании жилого дома № *** по ул. Р*** в г.Ульяновске (год постройки дома - 1917) аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции межведомственной комиссией не решается.
Учитывая
вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным заключение
межведомственной комиссии № 35 от 29.09.2014 и обязал администрацию города
Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос в отношении
многоквартирного жилого дома №
*** по ул. Р***
в г. Ульяновске и принять
решение в соответствии с пунктом
47 Положения о признании
помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для
проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006
№ 47.
Руководствуясь ст.
328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 22 апреля 2015 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: