Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Постановка на учет и предоставление внеочереди жилого помещения ребенку-инвалиду
Документ от 21.07.2015, опубликован на сайте 30.07.2015 под номером 53181, 2-я гражданская, об обязании поставить на учет нуждающимся в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Петрова И.И.                                                               Дело №33- 3015/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   21 июля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ванюшкиной В*** Г*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 апреля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ванюшкиной В*** Г***, действующей в интересах несовершеннолетней дочери В*** П*** С***, к администрации города Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение  – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Ванюшкиной В.Г., ее представителя Пименовой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Истица Ванюшкина В.Г., действующая в интересах несовершеннолетней дочери В*** П*** С***, обратилась в суд с исковыми требованиями, дополненными в ходе рассмотрения дела, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить вне очереди отдельное  благоустроенное жилое помещение.

В обоснование иска указала, что в октябре 2014 года она обратилась с заявлением в Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска  о признании ее и ее несовершеннолетнюю дочь В***. нуждающимися в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке в связи с имеющимся у ребенка - инвалида В*** хроническим заболеванием, предусмотренным Постановлениями Правительства РФ от 16.06.06 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и от 21.12.2004г. № 817 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, на дополнительную жилую площадь». К заявлению были приложены документы, предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 20.11.2014 (протокол № 23) истице отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма, поскольку  В*** В.Г. и *** не относятся к категории малоимущих. Среднедушевой доход составляет *** рубля, что больше величины 1,3 прожиточного минимума. В силу  ст.49 ЖК РФ,  постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится при условии признания граждан малоимущими и необеспеченными учетной нормой жилой площади.

Истица считает данное решение необоснованным и незаконным.

На основании вышеизложенного, а также в соответствии со ст.ст.49,51 ЖК РФ, ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Ванюшкина В.Г.  просила обязать Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска предоставить ей Ванюшкиной В.Г., выступающей в интересах дочери, ребенка-инвалида В***. изолированное, благоустроенное, пригодное для проживания ребенка-инвалида жилое помещение во внеочередном порядке.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Ульяновска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Ванюшкина В.Г., считая решение суда необоснованным, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Считает необоснованным вывод суда о том, что основания для постановки ее и дочери  на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлению вне очереди жилого помещения отсутствуют, поскольку среднедушевой доход семьи превышает величину 1,3 прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области. При этом  суд не учел, что ее дочь страдает тяжелой формой хронического заболевания, а местом жительства является общежитие, где проживают разные семьи. При этом ее дочь, являясь инвалидом, имеет право на дополнительную жилую площадь.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, представителя третьего лицо Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.    

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  В*** П*** С***, ***  года рождения, является ребенком-инвалидом,  инвалидность установлена до 20***.

Ванюшкина П.С. состоит на учете в ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» поликлиника № ***   с диагнозом: с***. ***

Данное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.07.2006, что подтверждено  справкой, выданной на основании решения врачебной комиссии, протокол № *** от ***.2014. Также  В***.  имеет право на дополнительную жилую площадь.

Несовершеннолетняя В***. и ее мать Ванюшкина В.Г. зарегистрированы и проживают в комнате жилой площадью 17,1 кв.м в   квартире с местами общего пользования (бывшее общежитие)  расположенной по адресу город Ульяновск ул.Р*** д.*** ком.***. Собственником комнаты  является -  Ванюшкина В.Г.

С учетом размера жилой комнаты истцы обеспечены жилой площадью  менее учетной нормы, установленной решением  Ульяновской  городской  Думы   № 136  от 13.07.2005. 

В октябре 2014 года истица Ванюшкина В.Г. обратилась в КУГИГ администрации города Ульяновска с заявлением о внеочередном предоставлении ее дочери и ей отдельного жилого помещения с учетом дополнительной жилой площади.

Решением    комиссии   по  учету  и распределению жилой  площади  от 20.11.2014 (протокол № 23) ей было отказано в  праве на внеочередное   предоставление жилой  площади  по договору   социального найма в связи с тем, что В*** ранее (до 2005 года) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли, и не относятся к категории малоимущих, имеют среднедушевой доход более 1,3 величины прожиточного минимума.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в постановлении, утвержденном Правительством Российской Федерации. 

Сторонами не оспаривался тот факт, что несовершеннолетняя В*** *** страдает  тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от  16 июня 2006 № 378, а также имеет право на дополнительную жилую площадь.

В качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий В*** и ее мать Ванюшкина В.Г. на учете не состоят. Впервые с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Ванюшкина В.Г. обратилась в КУГИГ  администрации г. Ульяновска только  в октябре 2014, однако  в этом было отказано, т.к. ребенок-инвалид и ее мать не являются малоимущими. 

Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон, действующие на момент обращения Ванюшкиной В.Г. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право ребенка-инвалида В***. и членов ее семьи на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающимися в жилом помещении и малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.

Между тем, В*** В.Г. и *** малоимущими в установленном законом порядке не признаны, доказательств того, что они  имеют среднемесячный среднедушевой доход менее 1,3 прожиточного минимума суду не представлено.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказ в предоставлении В*** жилого помещения по договору социального найма; постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставлении  жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке. 

Апелляционная жалоба истца Ванюшкиной В.Г. не содержат каких-либо доводов, влекущих отмену по существу правильного решения  суда, а сводятся к иной оценке доказательств и неверному толкованию закона в части того, что  само по себе  наличие у ее дочери, являющейся ребенком-инвалидом,   тяжелого хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в коммунальной  квартире, дает  безусловное право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ванюшкиной В*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: