Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения кадастровой палаты
Документ от 21.07.2015, опубликован на сайте 28.07.2015 под номером 53161, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачёва Т.Л.                                                                Дело № 33-3008/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  21 июля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Клюевой В*** А*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 апреля  2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Клюевой В*** А*** об оспаривании  решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером *** от 30 марта 2015 года отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Клюевой В.А. и её представителя Французова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  Гаспарян М.М., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Клюева В.А.  обратилась в суд с заявлением об оспаривании  решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка.

Заявление мотивировано тем, что 18.03.2015 она предоставила в орган кадастрового учета документы в целях кадастрового учета изменений (уточнение границ и площади земельного участка) в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, У*** район, с. Ш***, ул. М***, д. ***, - заявление о государственном кадастровом учете, свидетельство о праве постоянного бессрочного владения, диск и межевой план.

30.03.2015 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области вынесено решение №*** о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *** со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, в данном решении указано о несоответствии представленных документов Требованиям к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412.

Вместе с тем в решении органа кадастрового учета в нарушении ч. 4 ст. 26 Федерального закона не указаны конкретные причины принятия данного решения и обстоятельства, послужившие основанием для его принятия. В решении содержится общая формулировка без указания конкретных причин - «необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ». Какой документ и в чем он не соответствует требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в данном решении не указано.

Орган кадастрового учета также указал, что межевой план не соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. №412, а именно пункту 13 Требований, поскольку в межевом плане отсутствует обоснование изменения площади земельного участка.

Вместе с тем в межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» документально и со ссылками на нормы действующего законодательства обосновывается уменьшение площади земельного участка.

В своем заключении кадастровый инженер руководствовался частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, которой установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Данные обстоятельства отражены в заключении кадастрового инженера, в связи с чем он пришел к выводу о возможности установления границ земельного участка в порядке уточнения площади в размере 749 кв.м в существующих границах с учетом фактического землепользования.

При изложенных обстоятельствах решение органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.

В связи с  этим заявительница просила суд признать незаконным решение от 30 марта 2015 года №73-00/2015-24138 о приостановлении осуществления кадастрового учета, вынесенное филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной      регистрации,         кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером ***. 

Рассмотрев дело по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Клюева В.А. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что суд не привел  никакого обоснования принятого им решения. В решении суда не приведено ни одной нормы действующего законодательства, подтверждающей вывод о законности принятого органом кадастрового учета решения о приостановлении осуществления кадастрового учета. Основания для приостановления осуществления кадастрового учета регламентированы ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровая палата самостоятельно расширила перечень оснований для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета. В законодательстве не предусмотрено такое основание для приостановления осуществления кадастрового учета как уменьшение фактической площади земельного участка по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающем документе.

В решении органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета в качестве основания для приостановления указана норма п. 5 части 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», которой установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего федерального закона. Форма и содержание межевого плана установлены Требованиями к подготовке межевого плата, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. В данном случае все требования к межевому плану, установленные законодательством, кадастровым инженером были соблюдены. В разделе «Заключение кадастрового инженера» документально и со ссылкой на нормы действующего законодательства обоснованы фактические параметры принадлежащего Клюевой В.А. земельного участка. Кадастровая палата и суд посчитали, что данный раздел межевого плана  не содержит достаточного обоснования изменения площади земельного участка. При этом не уточнено, какое обоснование является достаточным.  В результате незаконного решения органа кадастрового учета Клюева В.А. вынуждена оплачивать налог за земельный участок площадью 3000 кв.м,  в то время как в её фактическом пользовании находится земельный участок площадью всего лишь 749 кв.м.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверят законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, У*** район, с. Ш***, ул. М***, д. ***,  был поставлен на кадастровый учет 09.03.2005 на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала ***, утвержденного территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Ульяновскому району. Сведения о границах земельного участка в ГКН отсутствуют. Площадь поставленного на кадастровый учет земельного участка составляет 3000 кв. м, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства,   граница земельного участка  не установлена в  соответствии с требованиями земельного законодательства.

18.03.2015 Клюева  В.А.  обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ш***, ул. М***, д. ***. Согласно данным межевого плана площадь земельного участка составляет 749 кв.м.

30.03.2015 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области вынесено решение №*** о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *** со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - необходимые для кадастрового учета документы по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008. В соответствии с п. 13 Требований в случаях, если необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ в состав межевого плана должен быть включен раздел «заключение кадастрового инженера». Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером *** составляет 3000 кв.м, тогда как в соответствии с межевым планом уточненная площадь этого земельного участка составляет 749 кв.м, то есть значительно уменьшается. При этом отсутствует обоснование такого изменения площади. Для устранения указанных причин приостановления заявителю рекомендовано представить межевой план в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера с обоснованием значительного уменьшения площади земельного участка. 

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что решение органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета предусмотрены ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». В пункте 5 части 2 данной статьи указано, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 указанной статьи решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

В данном случае основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета послужило несоответствие необходимых для кадастрового учета документов по содержанию требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».  В решении органа кадастрового учета о приостановлении указана причина приостановления осуществления кадастрового учета со ссылкой на пункт 5 части 2 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», указано на обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, содержаться рекомендации о доработке представленных документов. Таким образом, решение о приостановлении полностью соответствует требованиям, указанным в ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимым документом для кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка является межевой план.

Как следует из ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане, в частности, указываются новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).

Согласно ч. 12 указанной статьи форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приказом Минэкономразвития РФ  от 24.11. 2008  № 412 утверждены Требования к подготовке межевого плана. Согласно п. 13 указанных Требований  в межевой план включается раздел "Заключение кадастрового инженера" в случае, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).

Пунктом 67 Требований предусмотрено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона.

Часть 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно свидетельству о праве постоянного бессрочного пользования № *** от 02.12.1992 Клюевой В.А. был предоставлен в пользование земельный участок площадью 0,30 га (без указания местоположения земельного участка) для личного подсобного хозяйства. Согласно постановлению администрации МО Тимирязевское сельское поселение Ульяновского района Ульяновской области № 109 от 04.08.2014 «Об определении места расположения земельного участка» было определено местоположения предоставленного Клюевой В.А. земельного участка площадью 0,30 га – Ульяновская область, У*** район, с. Ш***, ул. М***,***.

В межевом плане кадастровый инженер в разделе «Заключение кадастрового инженера» в текстовом изложении приводит обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, находящегося во владении Клюевой В.А.  Вместе с тем ссылка на какой-либо документ, подтверждающий значительное уменьшение площади (с 3000 кв.м до 749 кв.м) земельного участка отсутствует.

Справка № 25 от 25.02.2015, выданная  администрацией МО Тимирязевское сельское поселение Ульяновского района Ульяновской области, согласно которой землепользование по адресу: Ульяновская область, У*** район, с. Ш***, ул. М***, *** в сложившихся границах существует с 1990 года (при  этом размер площади земельного участка в сложившихся границах не указан), содержит лишь общую информацию о сложившихся границах землепользования по указанному адресу. Данная справка  не подтверждает уменьшение площади земельного участка, находящегося в пользовании Клюевой В.А., до 749 кв.м. 

Учитывая вышеизложенное, орган кадастрового учета правомерно принял по представленным Клюевой В.А документам решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Решение суда мотивировано, содержит ссылки на положения законодательства и выводы по исследованным доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального законодательства не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 апреля  2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Клюевой В*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: