Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения
Документ от 14.07.2015, опубликован на сайте 21.07.2015 под номером 53008, 2-я гражданская, о признании незаконным предписания, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анципович Т.В.                                                   Дело № 33-2872/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          14 июля 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Бабойдо И.А. и Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Ульяновску Козихина В*** Н*** на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 апреля 2015 года, по которому постановлено:

 

Требование председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова И*** Ю*** удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание № *** от 20.03.2015 главного государственного инспектора безопасности дорожного движения УМВД России по городу Ульяновску Козихина В.Н.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Председатель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Бычков И.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания № *** от 20 марта 2015 г. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Ульяновску Козихина В.Н.

Требования мотивировал тем, что указанным предписанием на него, как председателя Комитета, возложена обязанность в течение 10 суток провести мероприятия по ликвидации повреждения покрытия проезжей части автодороги в виде выбоин, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью, на пересечении улиц Стасова – Рябикова Засвияжского района города Ульяновска.

В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением мэрии города Ульяновска от 24 декабря 2010 г. № 6805 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальными учреждениями муниципального образования «Город Ульяновск», распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска от 26 декабря 2014 г. № 75 МБУ «Дорремстрой» было выдано муниципальное задание на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которым на данное учреждение была возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог муниципального образования «город Ульяновск», в том числе по содержанию дорожной одежды. В этой связи, по мнению заявителя, оспариваемое предписание должно быть адресовано директору МБУ «Дорремстрой» как организации, в чьи обязанности входит осуществление текущего содержания автомобильных дорог.

 

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и муниципальное бюджетное учреждение «Дорремстрой».

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по городу Ульяновску Козихин В.Н. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование указывает, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления всех уровней. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска в соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от
25 мая 2009 г. № 48 наделен полномочиями по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности. Постановлением мэрии города Ульяновска от 08 сентября 2011 г. № 4006 утвержден Порядок организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения муниципального образования «город Ульяновск», согласно п. 1.3 которого организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновка.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2015 году, главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на субсидии, связанные с содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, является Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновске во главе председателя
Бычкова И.Ю. При этом заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за нарушение правил их содержания. Таким образом, оспариваемое предписание было выдано надлежащему должностному лицу – председателю Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 марта 2015 г. по результатам контрольной проверки, проведенной главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по городу Ульяновску Козихиным В.Н., председателю Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкову И.Ю. выдано предписание № *** о ликвидации повреждений покрытия проезжей части в виде выбоин, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью, на пересечении улиц Стасова – Рябикова Засвияжского района г. Ульяновска.

Факт ненадлежащего состояния покрытия проезжей части на указанном участке автомобильных дорог не оспаривается.

Удовлетворяя требование председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответственность за несоответствие автодороги на пересечении улиц Стасова – Рябикова в Засвияжском районе города Ульяновска требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» несет МБУ «Дорремстрой», принявшее согласно муниципальному заданию обязанности по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог г. Ульяновска, в связи с чем предписание не могло быть вынесено в адрес председателя Комитета.

Между тем с приведенными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона).

Пунктом 5 ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 г. № 119, установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных дорог.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу статьи 13 вышеназванного Федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Таким образом, обязанность по содержанию автомобильной дороги местного значения на пересечении улиц Стасова – Рябикова в Засвияжском районе
г. Ульяновска в безопасном для эксплуатации состоянии несет её собственник, которым является муниципальное образование «город Ульяновск».

Решением Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 г. № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска.

Пунктом 1.1 указанного Положения установлено, что Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области дорожной деятельности.

Согласно пунктам 4.2.1 - 4.2.6 Положения Комитет:

- осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, в том числе главного распорядителя бюджетных средств, являющихся бюджетными ассигнованиями дорожного фонда муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на осуществление расходов, связанных с финансовым обеспечением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск»;

- обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск»;

- направляет в территориальные органы администрации города Ульяновска для рассмотрения и согласования проекты документов по планируемым видам, объемам, срокам и местам проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск»;

- рассматривает и учитывает поступившие от территориальных органов администрации города Ульяновска предложения по видам, объемам, срокам и местам проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск»;

- направляет в территориальные органы администрации города Ульяновска для согласования акты выполненных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск»;

- обеспечивает разработку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и сметной документации на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск»:

- организует проведение мониторинга технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Ульяновск».

Постановлением мэрии города Ульяновска от 8  сентября 2011 г. № 4006 утвержден Порядок организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения муниципального образования «город Ульяновск». Согласно п. 1.3 Порядка организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска.

Таким образом, именно на Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска лежит обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в надлежащем техническом состоянии.

В соответствии с Постановлением мэрии города Ульяновска от 24 декабря 2010 г. № 6805 «О утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальными учреждениями муниципального образования «город Ульяновск», распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска от 26 декабря 2014 г. № 75 муниципальному бюджетному учреждению «Дорремстрой» было выдано муниципальное задание на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии с которым на данное учреждение была возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог муниципального образования «город Ульяновск», в том числе по содержанию дорожной одежды. Таким образом, Комитет поручил выполнение работ в области дорожной деятельности МБУ «Дорремстрой». Вместе с тем обязанность муниципального образования «город Ульяновск» (в лице Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска) по содержанию автомобильных дорог местного значения в безопасном для эксплуатации состоянии является первичной по отношению к обязанности МБУ «Дорремстрой» по выполнению муниципального задания, и возникла данная обязанность в силу закона.

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Ульяновску о приведении в надлежащее техническое состояние автомобильной дороги местного значения на пересечении улиц Стасова – Рябикова Засвияжского района г. Ульяновска выдано председателю Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.

В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных председателем Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Бычковым И.Ю. требований.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 апреля 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Бычкова И*** Ю*** о признании незаконным и отмене предписания №*** от 20 марта 2015 года главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по городу Ульяновску Козихина В*** Н*** отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи