Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья
Документ от 14.07.2015, опубликован на сайте 20.07.2015 под номером 52998, 2-я гражданская, об обжаловании действий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Дворцова Н.В.                                                                      Дело № 33- 2944/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      14 июля  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 апреля 2015 года, по  которому постановлено:

Заявление Юмангулова К*** К*** о признании незаконным действий Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области предоставить меру социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты  за счет средств федерального бюджета.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Юмангулова К.К., его представителей – адвоката Гарагедян А.Д. и Алюшевой Р.С.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Юмангулов К.К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области. В обоснование заявления указал, что решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20.11.2012г. были удовлетворены его исковые требования к администрации поселения МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Этим решением суд обязал администрацию поселения МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 15.08.2012г. с учетом реализации его права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением для инвалидов Великой отечественной войны.  Во исполнение данного решения он был поставлен на учет на основании протокола заседания жилищной комиссии № *** от 25.12.2012г. и постановления администрации поселения МО «Новоселкинское сельское поселение» от 28.12.2012г. Исполнительное производство № *** окончено. 16.07.2014г. необходимый пакет документов для определения очередности был направлен в Министерство труда и социального развития Ульяновской области.  Однако до настоящего времени Министерство отказывает ему в праве постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечении за счет средств федерального бюджета жилым помещением для льготной категории граждан.

Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в части отказа в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, обязать поставить Юмангулова К*** К*** *** года рождения на учет в реестр граждан Ульяновской области, имеющих право на льготное улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета и обеспечить жильем.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении заявления Юмангулову К.К. отказать. При этом указывает, что меры социальной поддержки предоставляются заявителю в соответствии с п.3 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета в случае, если гражданин был признан нуждающимся и встал на учет до 01.01.2005г. Кроме того, меры социальной поддержки в рамках Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и членам семей умерших инвалидов и участников, истец к данной категории не относится. Предоставление Юмангулову К.К. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты за счет средств федерального  бюджета как ветерану боевых действий  повлечет нецелевое использование средств федерального бюджета, поскольку в Реестре, сформированном в 2006 году, значатся граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» в части обеспечения жильем.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права (п. 2 ч. 2, ч. 1, ст. 330 ГПК РФ).

Принимая решение об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что поскольку решением Мелекесского районного суда Ульяновской области  Юмангулов К.К. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом реализации его права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением для инвалидов Великой Отечественной войны, то заявленные истцом требования обоснованы.

Вместе с тем, такие выводы суда первой инстанции являются ошибочными, не основанными на нормах материального права и на обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства.

Статьей 1 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федеральный закон "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены разные основания для обеспечения жильем инвалидов Великой Отечественной войны и лиц по льготам приравненным к ним. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на внеочередное получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а реализация лиц приравненных по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны право инвалидов на получение жилья, ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, они обеспечиваются жильем на общих основаниях.

Как следует из материалов дела, истец в период службы в органах УВД республики У*** получил травму при исполнении служебных обязанностей, в связи с этим истцу установлена *** группа инвалидности с 07.08.2003 бессрочно.

Отделом Пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Ульяновской области истцу 16.02.2012 выдано удостоверение, согласно которому предъявитель удостоверения является инвалидом *** группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательство СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны  на всей территории союза СССР.

Истец участия в Великой Отечественной войне не принимал.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года истец не состоял. Впервые истец был постановлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 15 августа 2012 года.

По смыслу ст. 2, 14 ФЗ "О ветеранах", Указа Президента N 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" право на внеочередное обеспечение жилым помещением имеют только ветераны Великой Отечественной войны, а не лица, к ним приравненные. В связи с чем его обеспечение жильем должно производиться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что Юмангулов К.К. имеет право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714.

Истец, согласно выданному ему удостоверению, хотя и имеет право на льготы, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, однако ветераном Великой Отечественной войны не является, следовательно не имеет права на внеочередное предоставление жилья.

Положения Указа предусматривают обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий непосредственно ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Ссылка суда на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 ноября 2012 года принятого на основании факта признания представителем администрации поселения мунииципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района иска Юмангулова К.К., не имеет преюдициального значения по данному делу. Данное решение является обязательным для администрации поселения, которое решение исполнило, поставив истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области и другие органы, определенные с учетом положений ст.125 ГК РФ к участию по вышеуказанному делу не привлекались.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 13, ч. ч. 2 и 3 ст. 61, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств. Такое разъяснение дано Верховным Судом Российской Федерации в п. 9 Постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении". Данное разъяснение судом первой инстанции учтено не было.

Суд первой инстанции сослался на  Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, утвержденный Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 02.05.2006 N 138, указав, что в данном Порядке содержится исчерпывающий перечень оснований к отказу в социальной выплате, таких оснований к отказу в социальной выплате истцу, не установлено. Однако как следует из данного Постановления Правительства Ульяновской области, данный Порядок установлен в целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, истец поставлен на учет после указанной даты. Следовательно, вышеуказанные нормы в данном случае не применимы.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в том числе, являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда об удовлетворении исковых требований подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в полном объеме в удовлетворении требований Юмангулова К.К.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 апреля 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления Юмангулова К*** К*** о признании незаконным действий Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области  и обязании Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области предоставить Юмангулову К*** К*** меру социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты  за счет средств федерального бюджета, отказать.

 

Председательствующий 

 

Судьи