Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О присвоении звания ветерана труда
Документ от 30.06.2015, опубликован на сайте 17.07.2015 под номером 52964, 2-я гражданская, о признании решения комиссии незаконным, об обязании присвоить звание "Ветеран труда", решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Тураева Т.Е.                                                                                  Дело № 33- 2697/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                            30 июня  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 марта 2015 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Царевой В*** В*** к  Министерству   здравоохранения    и социального   развития    Ульяновской области   о  присвоении звания «Ветеран  труда  Ульяновской области» удовлетворить.

Возложить обязанность  на  Министерство   здравоохранения    и социального   развития    Ульяновской области    присвоить Царевой В*** В***  звание  «Ветеран  труда  Ульяновской области».

В удовлетворении требований к Управлению Министерства   здравоохранения    и социального   развития    Ульяновской области  по городу Ульяновску отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Царева В. В. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства   здравоохранения    и социального   развития    Ульяновской области  по городу Ульяновску, Министерству   здравоохранения    и социального   развития    Ульяновской области   о  присвоении звания «Ветеран  труда  Ульяновской области». В обоснование иска указала, что  26.12.2014 она обратилась в Управление  департамента социальной защиты  с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Ульяновской области». Управление Министерства здравоохранения  и социального развития  Ульяновской области по г.Ульяновску  сообщило, что решением комиссии  ей было  отказано в присвоении звания ввиду недостаточности стажа. В трудовой стаж не засчитан период по  уходу за ребенком-инвалидом с 01.02.1999 по 22.06.2006. С указанным решением комиссии истица  не согласна.

Просила признать незаконным решение комиссии по приему документов на присвоение звания «Ветеран труда Ульяновской области»,  включить  период  ухода за ребенком-инвалидом с 01.02.1999 по 22.06.2006 в трудовой стаж, учитываемый  для присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области», обязать Управление Министерства здравоохранения и социального развития  Ульяновской   области по городу Ульяновску  присвоить ей звание  «Ветеран труда Ульяновской области».

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований Царевой В.В. отказать.  При этом указывает, что необходимым условием для присвоения гражданину звания «Ветеран  труда Ульяновской области» является многолетний и эффективный труд. В страховой стаж, дающий право на присвоение данного звания, включаются периоды  осуществления трудовой деятельности и прохождения военной службы.  Считает, что оснований для применения норм пенсионного законодательства при разрешении данного дела не имеется, поскольку закон №10-ЗО «О «звании «Ветеран труда Ульяновской области» не устанавливает пенсионных прав.

В возражении на апелляционную жалобу Царева В.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что 26.12.2014 Царева В.В. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Ульяновской области».

Согласно статье 4 Закона Ульяновской области от 09.01.2008 № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области», действовавшей в редакции на момент обращения истицы с заявлением о присвоении данного звания, звание «Ветеран труда Ульяновской области» присваивается по одному из следующих оснований:

1) наличие у гражданина трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, из которого не менее половины составляют трудовая и (или) иная деятельность на территории Ульяновской области;

2) наличие у гражданина наград Ульяновской области и страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 04.02.2008 № 41-П утвержден Порядок присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области», в котором установлен перечень трудовой деятельности и иной общественной полезной деятельности, занятие которой включается в трудовой стаж, учитываемый для присвоения звания ««Ветеран труда Ульяновской области».

На момент обращения истицы в данный Порядок Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.01.2013 № 1-П внесены изменения, которые исключили из данного перечня периоды иной трудовой деятельности, которые подлежат зачету в стаж в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на момент обращения истицы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Ульяновской области», у нее отсутствовал необходимый стаж. Общий трудовой стаж истицы составил 30 лет, период ухода за ребенком-инвалидом не подлежал включению в трудовой стаж, в связи с чем Царевой В.В. отказано присвоении данного звания.

Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что решением Управления Пенсионного фонда  РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска от 25.11.2014 период ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет Ц*** А.В. с 01.02.1999 по 22.06.2006  включен истице Царевой В.В. в страховой стаж в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001  №173-ФЗ, с учетом включения данного периода истица имела требуемый стаж работы, что ей давало право для присвоения звания ветерана труда.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень периодов учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации и корректировать правила присвоения данного звания, в том числе, из своих финансовых возможностей, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статей 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Порядком присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области», утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области № 41-П от 04.02.2008 граждане Российской Федерации (далее - граждане), претендующие на звание «Ветеран труда Ульяновской области», обращаются в территориальный орган Министерства труда и социального развития Ульяновской области по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с заявлением и документами (подлинниками), обосновывающими наличие оснований для присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области».

Уполномоченный орган по месту жительства граждан осуществляет от них прием и проверку документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области».

На основании принятых документов уполномоченный орган формирует списки претендентов на звание «Ветеран труда Ульяновской области».

Утвержденные руководителем уполномоченного органа списки граждан, представленных к званию «Ветеран труда Ульяновской области», с приложением необходимых документов в 10-дневный срок направляются в Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

В случае отсутствия оснований для присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области» в представленных заявителем документах Комиссия в 5-дневный срок после принятия решения информирует об этом уполномоченный орган по месту его жительства. Уполномоченный орган, в свою очередь, направляют в адрес этого гражданина уведомление с указанием причин отказа в присвоении звания «Ветеран труда Ульяновской области».

Звание «Ветеран труда Ульяновской области»присваивается приказом Министерства.

Из анализа данных норм следует, что присвоение звания «Ветеран труда Ульяновской области» носит заявительный характер, оценка прав заявителя претендующего на звание производится на момент возникновения отношений (на дату подачи заявления). Это согласуется и с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из материалов дела, Царева В.В. на момент подачи заявления не имела необходимого стажа трудовой деятельности, дающего право на присвоении звания «Ветеран труда Ульяновской области». Следовательно, ответчиком на законных основаниях отказано ей в присвоении указанного звания.

Оснований для включения Царевой В.В. в трудовой стаж, учитываемый для присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области» периода ухода за ребенком-инвалидом до достижения возраста 18 лет и присвоения звания  «Ветеран труда Ульяновской области» у районного суда не имелось. Порядок получения данного звания связан с волеизъявлением претендента и прохождением определенной процедуры его присвоения, в связи с чем присвоение данного статуса производится на основании норм, действующих на момент обращения с заявлением о присвоении звания.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Царевой В.В.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 марта 2015 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении требований Царевой В*** В*** к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства   здравоохранения    и социального   развития    Ульяновской области  по городу Ульяновску о признании незаконным решения комиссии по приему документов на присвоение звания «Ветеран труда Ульяновской области»,  включении  периода  ухода за ребенком-инвалидом с 01.02.1999 по 22.06.2006 в трудовой стаж, учитываемый  для присвоения звания «Ветеран труда Ульяновской области», обязании присвоить звание  «Ветеран труда Ульяновской области» отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: