Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения
Документ от 23.06.2015, опубликован на сайте 09.07.2015 под номером 52774, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Подгорнова О.С.                                                                     Дело № 33- 2498/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     23 июня  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 марта 2015 года, по  которому постановлено:

Иск  прокурора Засвияжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Никонова М*** В*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Никонова М*** В*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обязанность обеспечить Никонова М*** В*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в городе Ульяновске.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действующий в интересах Никонова М*** В***, обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, о возложении обязанности обеспечения специализированным жилым помещением.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Никонов М.В., *** 1991 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилья в собственности не имеет.

Мать Никонова М.В. - Никонова Т.М. решением Радищевского районного суда Ульяновской области от 09.03.1994 лишена родительских прав в отношении сына. За Никоновым М.В. было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, с.Калиновка, ул.Р***, д.***.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от 04 марта 2014 года ранее занимаемое Никоновым М.В. жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, с.К***, ул.Р***, д.*** признано непригодным для проживания.

17 апреля 2014 года Никонов М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако, до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Никонова М.В. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения и обязать ответчика обеспечить Никонова М.В. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в городе Ульяновске.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Никонов М.В., *** 1991 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца - Никонова Т.М. решением Радищевского районного суда Ульяновской области от 09.03.1994 лишена родительских прав в отношении сына. ***.2005 Никонова Т.М. умерла.

Сведения об отце внесены в актовую запись №*** от 16.12.1991 о рождении Никонова М.В. по заявлению матери.

Постановлением Главы администрации Радищевского района Ульяновской области №67 от 18 марта 1994 года при помещении несовершеннолетнего Никонова М.В. в Ульяновский областной «Дом детства» за ним закреплялось жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, с.К***, ул.Р***.

По состоянию на 23 мая 2008 года жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, с.Калиновка, ул.Р*** находилось в удовлетворительном состоянии, что подтверждается актом проверки сохранности жилого помещения, составленного специалистами отдела образования администрации МО «Радищевский район Ульяновской области».  Однако, в этом же акте зафиксировано, что в доме никто не проживает. Дом деревянный, старой постройки, в доме печное отопление, голландка требует ремонта.

По заключению межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы МО Калиновское сельское поселение №*** от 14 марта 2013 года, по результатам обследования помещения по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, с.К***, ул.Р***, жилье Никонова М.В. признано непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования помещения *** от 05 марта 2014 года, заключением *** от 05 марта 2014 года.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», истец собственником объектов недвижимости не является.

18.04.2014  Никонов М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако, до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Истец с ***.2011 по ***.2011 обучался в ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-педагогический колледж» в г.Ульяновске на очном отделении по профессии слесарь-ремонтник. Был отчислен в связи с осуждением по приговору Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 03 октября 2011 года, после освобождения выбрал  право получить жилое помещение на территории города Ульяновска.

Поскольку жилое помещение Никонову М.В. не предоставлено, прокурор, действуя в его интересах, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение Никонов М.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки на очередь.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: