Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возложение обязанности по устранению нарушений санитарных норм и правил в источниках водоснабжения
Документ от 23.06.2015, опубликован на сайте 03.07.2015 под номером 52692, 2-я гражданская, об организации зоны санитарной охраны водного объекта, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Максимов С.Ю.                                                                    Дело № 33-2550/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         23 июня 2015 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Коротковой Ю.Ю., Костенко А.П.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области   от 24 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Уточнённые исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить частично.       

Обязать администрацию муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Новоспасского района Ульяновской области, муниципальное образование (МО) «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области  привести зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно, территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины №*** по адресу: Ульяновская область р.п. ***, скважины № *** по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское *** по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское ***, оградить по периметру, сделать планировку территории зоны санитарной  охраны для отвода поверхностных стоков за их пределы, провести работы по прокладке дорожек с твердым покрытием к сооружениям, ликвидировать заросли высокоствольных деревьев, в остальной части иска отказать.

Установить ответчикам - администрации муниципального образования (МО) «Новоспасский район» Новоспасского района Ульяновской области, муниципальному образованию (МО) «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области  срок для исполнения вышеуказанных мероприятий в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю., объяснения представителей ответчика ООО «Комстройсервис» - Алиевой Г.К., Микитюка С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования (МО)  «Новоспасский район» Ульяновской области,  муниципальному образованию (МО) «Новоспасское городское поселение», ООО «Комстройсервис» о возложении обязанности привести зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02  «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно, территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины № *** по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское ***, скважины № *** по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское ***, скважины № *** по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское *** оградить по периметру, сделать планировку территории зоны санитарной  охраны для отвода поверхностных стоков за их пределы, провести работы по прокладке дорожек с твердым покрытием к сооружениям, ликвидировать заросли высокоствольных деревьев.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлены нарушения  требований природоохранного и санитарного законодательства при эксплуатации источников питьевого водоснабжения, допущенные ООО «Комстройсервис»,  администрацией МО «Новоспасский район» Ульяновской области, МО «Новоспасское городское поселение».

ООО «Комстройсервис» осуществляет деятельность по водоснабжению в МО «Новоспасское городское поселение». Подача питьевой воды населению указанного муниципального образования осуществляется за счет 19 скважин и 5 каптированных родников. У ООО «Комстройсервис» имеется лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ  - добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой предприятий. Указанные скважины ООО «Комстройсервис» эксплуатирует на основании договора аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры №1 от 05.09.2012  и дополнительного соглашения к нему от 05.08.2013, заключенных между ООО «Комстройсервис» и МУ Отдел по управлению муниципальной собственностью и земельными отношениями администрации МО «Новоспасское городское поселение».

На основании п. 5 ст. 41 Устава администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области исполняет полномочия администрации МО «Новоспасское городское поселение» в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В результате проведенной проверки источников централизованного водоснабжения и водопроводных сооружений, расположенных в МО «Новоспасское городское поселение», эксплуатацию которых осуществляет  ООО «Комстройсервис», установлено: территории первого пояса ЗСО водных объектов – скважин №***,  не огорожены, не спланированы для отвода поверхностных стоков за  пределы, заросли высокоствольными деревьями,  не имеется дорожек с твердым покрытием. Несмотря на представление прокуратуры от 30.09.2014, указанные нарушения федерального законодательства до настоящего времени не устранены.       

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области просит отменить решение суда.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области не осуществляет деятельности по водоснабжению, в её обязанности не входит исполнение требований СанПиН на территории 1 пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку она не является владельцем водозаборных скважин и водопровода питьевого назначения, отвечающим за их надлежащее содержание. Владельцем скважин является их законный и фактический обладатель – ООО «Комстройсервис», эксплуатирующее данное имущество по договору аренды в своих интересах.

Полагает, что в соответствии с условиями договора и прилагаемого к лицензии соглашения об условиях недропользования при эксплуатации подземных вод ООО «Комстройсервис» обязано устранить выявленные нарушения СанПиН.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Комстройсервис» просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу  - без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом  извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.   

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В соответствии с п.1.5. данного СанПиН ЗСО организуются в составе трех поясов, в каждом из которых, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В частности, п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, п.3.2.1.4  СанПиН 2.1.4.1110-02 устанавливают, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной; дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие; не допускается посадка высокоствольных деревьев.

В силу п. 1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопровода.

Согласно п. 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утверждённого проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Ульяновской природоохранной прокуратурой 25.09.2014, в отношении источников централизованного водоснабжения и водопроводных сооружений, расположенных на территории МО «Новоспасское городское поселение», выявлены нарушения вышеуказанных требований СанПиН 2.1.4.1110-02, а именно: территории первого пояса ЗСО водных объектов – скважин № *** не огорожены, не спланированы для отвода поверхностных стоков за пределы, заросли высокоствольными деревьями,  дорожек с твердым покрытием не имеется.

В соответствии с реестром муниципальной казны МО «Новоспасское городское поселение»  собственником скважины № ***, по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское ***, скважины № ***, по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское ***, скважины № ***, по адресу: Ульяновская область р.п. Новоспасское ***, является МО «Новоспасское городское поселение».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, деятельность по водоснабжению населения МО «Новоспасское городское поселение» осуществляет  ООО «Комстройсервис»,  имеющее соответствующую лицензию.

На основании договора аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры № 1 от 5 сентября 2012 года, дополнительного соглашения к вышеуказанному договору от 5 августа 2013 года, МУ Отдел по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Администрации МО «Новоспасское городское поселение» передало вышеуказанные скважины в аренду во временное владение и пользование ООО «Комстройсервис».

До настоящего времени данные скважины эксплуатируются ООО «Комстройсервис», которое перечисляет арендную плату за владение и пользование  водозаборными скважинами администрации МО «Новоспасское городское поселение».

Из Устава МО «Новоспасское городское поселение» следует, что территория поселения, в том числе р.п. Новоспасское, входит в состав МО «Новоспасский район» Ульяновской области. К вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 1.1 ст. 43 Устава МО «Новоспасский район» Ульяновской области (в ред. от 11 сентября 2014 года) администрация МО «Новоспасский район» выполняет полномочия администрации МО «Новоспасское городское поселение», в том числе, организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также разработку проекта местного бюджета и исполнение местного бюджета, нормативных правил, программ развития и других документов, утвержденных Советом депутатов поселения; на основании решения Совета депутатов МО «Новоспасское городское поселение» от 19 ноября 2014 года №14/83 «О бюджете МО «Новоспасское городское поселение на 2015 год» является распорядителем бюджетных средств МО «Новоспасское городское поселение».  

Принимая во внимание полномочия администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, МО «Новоспасское городское поселение», закрепленные Уставами, положения ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относящие к вопросам местного значения поселений владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, суд правильно указал на обязанность данных муниципальных образований осуществлять мероприятия по организации работы по водоснабжению населения, предусматривающие финансирование и контроль, своевременное реагирование и принятие мер по надлежащему и качественному водоснабжению населения, соблюдению вышеуказанных требований СанПиН.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ЗСО источников питьевого водоснабжения - артезианских скважин, расположенных на территории МО «Новоспасское городское поселение» (скважины № ***) не определены и не организованы, не имеется проектов  организации ЗСО, утвержденных в установленном порядке,  санитарные мероприятия в ЗСО не выполняются, требования вышеприведенных санитарных норм и правил не соблюдаются.

Вышеуказанным договором аренды между ООО «Комстройсервис» и МУ Отделом по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям администрации МО «Новоспасское городское поселение» не предусмотрена обязанность арендатора по организации мероприятий в ЗСО. В соглашении об условиях недропользования при эксплуатации подземных вод, прилагаемом к лицензии ООО «Комстройсервис», такая обязанность также не предусмотрена.

Учитывая вышеприведенные нормы закона и то обстоятельство, что обязанность по определению, организации ЗСО, проведению санитарных мероприятий в ЗСО, возложена на владельца скважин, которым является собственник имущества - МО «Новоспасское городское поселение», а распорядителем его бюджетных средств является МО «Новоспасский район», в полномочия которого входит организация водоснабжения в р.п. Новоспасское, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на них обязанности по устранению вышеуказанных нарушений требований СанПин 2.1.4.1110-02.

Доводы представителя администрации МО «Новоспасский район» о том, что вышеуказанные мероприятия по устранению нарушений требований СанПиН 2.1.4.1110-02 должны выполняться ООО «Комстройсервис», осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения на основании договора аренды, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Выводы суда в этой части подробно мотивированы и не вызывают сомнений в своей правильности.

Имущество, указанное в вышеуказанном договоре аренды (водозаборные сооружения, водопроводы, скважины), необходимое для организации холодного водоснабжения жителей МО «Новоспасское городское поселение», было передано ООО «Комстройсервис» при отсутствии проекта ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения и с нарушениями, которые выявлены в ходе прокурорской проверки. До настоящего времени ООО «Комстройсервис» не переданы в установленном порядке земельные участки по месту нахождения объектов коммунальной инфраструктуры.

При этом сам по себе факт передачи имущества, необходимого для добычи подземных вод в целях организации водоснабжения населения, не освобождает  органы местного самоуправления  от обязанности организовать надлежащее водоснабжение в поселении и соблюдать требований  СанПин.

В соответствии с п.2.2.4 вышеуказанного договора аренды арендатор несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией арендованного имущества, в том числе на оплату текущего ремонта объекта и расходуемых материалов, поддержание объекта в исправном состоянии в пределах средств, заложенных в тариф на оказание коммунальных услуг. Работы по реконструкции и капитальному ремонту имущества, стоимость которых не возмещается действующими тарифами, выполняются арендатором при условии их финансирования администрацией «Новоспасское городское поселение».

Условия данного договора аренды и соглашения об условиях недропользования при эксплуатации подземных вод, устанавливающие обязанность ООО «Комстройсервис» содержать водозаборные скважины в технически исправном и образцовом санитарном состоянии, а также соблюдать зоны строгого санитарного режима вокруг скважин, производны об обязанности организовать ЗСО и не ставят под сомнение обоснованность выводов суда относительно обязанности администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области и МО «Новоспасское городское поселение» устранить выявленные нарушения СанПиН.

Доводы апелляционной жалобы в целом  аналогичны позиции ответчиков в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном порядке доказательств. Несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу судебного решения.Нарушений процессуального закона,  влекущих отмену принятого решения, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области   от 24 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: