Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Освобождение от исполнительского сбора
Документ от 23.06.2015, опубликован на сайте 01.07.2015 под номером 52574, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Романова М.В.                                                               Дело № 33-2621/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    23 июня 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей  Трифоновой Т.П. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Поджилковой Т*** С*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26 марта 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  администрации города Ульяновска удовлетворить.

Освободить администрацию города Ульяновска от  взыскания исполнительского сбора в размере *** руб. 00 коп. по исполнительному производству   № ***.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об  освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Иск мотивирован тем, что 21.11.2014 судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств  Управления  Федеральной службы судебных приставов  по Ульяновской области Поджилковой Т.С. было вынесено постановление о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере *** руб. Данное постановление является незаконным и необоснованным, вынесено без учета норм  действующего законодательства и обстоятельств дела. Обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации. Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой  характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой  расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 год,  утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 27.11. 2013 № 154 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 год  и на плановый период 2015 и 2016 годов». Администрация города Ульяновска  не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить указанное выше решение суда.

Кроме того, для исполнения решения суда администрации города Ульяновска необходимо  заключить муниципальный  контракт на выполнение подрядных работ.  При заключении муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо  руководствоваться нормами ФЗ от 21.07.2005 № 94 –ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственной и муниципальной  нужды», и Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 года № 236 –р «О перечне товаров (услуг, работ) размещение заказов  на  поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения   аукциона». Указанными законодательными актами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона. Минимальный срок для проведения всех необходимых  финансово-организационных мероприятий составляет 2 месяца.

Согласно локальной сметы  приблизительная стоимость работ по ремонту дома № 5 по ул. Пожарского в г.Ульяновске превышает *** рублей.  В  2014 году общий объем расходов бюджета муниципального образования города Ульяновска составил *** *** рублей. Расходы на мероприятия по  исполнению решений судебных органов по ремонту жилищного фонда составляют *** руб. Таким образом,  за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2014 год, исполнить решение суда невозможно. 

Утверждение бюджета муниципального образования «город Ульяновск» входит в компетенцию Ульяновской Городской Думы. В адрес Ульяновской Городской Думы направлено письмо с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств и выделении дополнительных лимитов на выполнение судебных решений в полном объеме. В настоящее время  на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по  исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится более 500 исполнительных производств, по которым администрация города Ульяновска является должником, около 300 исполнительных производств по решениям судов об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирных домов. По общим подсчетам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более *** рублей.

Администрация города Ульяновска не отстраняется от исполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства, для исполнения решения суда. 

В связи с этим администрация города Ульяновска просила освободить её от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 21.11.2014. 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств  УФССП России по Ульяновской области Поджилкова Т.С., МОСП по исполнению отдельных исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, Яковлев А.К.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель МОСП УФССП России по Ульяновской области Поджилкова Т.С. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что исполнительное производство о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности произвести капитальный ремонт дома № 5 по ул. Пожарского в г.Ульяновске было возбуждено 25.09.2014. В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено администрацией не было. В связи с  этим судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора. Постановление вынесено в точном соответствии с действующим законодательством. При внесении решения суд не учел, что администрация города Ульяновска в течение длительного времени не исполняет решение суда. С заявлением об отсрочке исполнения судебного акта администрация города Ульяновска в суд не обращалась.  Отсутствие у должника финансовой возможности для исполнения решения суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Администрация города Ульяновска в рамках правовых мероприятий, предусмотренных законом, не проявила ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В судебное заседание участники процесса не явились. О дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 24.06.2014 вступило в законную силу решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 02.04.2014, которым на администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт дома № 5 по ул. Пожарского в г.Ульяновске.

25.09.2014 на основании указанного решения суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области (судебный пристав-исполнитель Поджилкова Т.С.) было возбуждено исполнительное производство.   Администрации предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

Поскольку решение суда в установленный срок исполнено должником не было, 21.11.2014 судебным приставом-исполнителем Поджилковой Т.С. вынесено постановление о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в сумме *** руб.

Определением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 04.12.2014 администрации города Ульяновска до 01.06.2015 предоставлена отсрочка исполнения решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 02.04.2014.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о производстве капитального ремонта многоквартирного жилого дома невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.  Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете. 

Исполнение решения суда возможно  только на основании заключенных государственных контрактов на выполнение подрядных работ, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об освобождении администрации города Ульяновска от уплаты исполнительского сбора, поскольку невозможность исполнения решения в установленный для добровольного исполнения срок вызвана объективными причинами при отсутствии вины со стороны администрации города Ульяновска.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.  328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Поджилковой Т*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: