Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании оборудовать детский сад системой видеонаблюдения
Документ от 09.06.2015, опубликован на сайте 30.06.2015 под номером 52457, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, обязании оборудовать здание школы кнопкой экстренного вызова полиции ("тревожная кнопка") с выводом на пульт в дежурную часть ОМВД России по Цильнинскому району, системой видеонаблюдения и организовать охрану службами безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гафурова С.И.                                                                            Дело № 33-2328/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                               09 июня 2015 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Васильевой Е.В. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Карпове А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 марта 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требовании прокурора Цильнинского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципального учреждения отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка», выразившееся в необорудовании здания МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» системой видеонаблюдения и неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» оборудовать здание МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Старостиной О.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» муниципального образования «Цильнинский район»Ульяновской области (далее МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» МО «Цильнинский район») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оборудовать здание дошкольного учреждения системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки антитеррористической защищенности МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» МО «Цильнинский район» выявлено, что названное образовательное учреждение имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности - здание детского сада не оборудовано системой видеонаблюдения, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории дошкольного учреждения.

Выявленные недостатки нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних детей, работников, а также иных лиц, посещающих детское учреждение, на жизнь и охрану здоровья.

Прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области начальнику отдела образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Прокурор просил признать бездействие ответчиков незаконным и обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, Муниципальное учреждение отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» МО «Цильнинский район» оборудовать здание детского сада системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области просит отменить принятое по делу решение и вынести новое решение об отказе в иске.

Полагает, что решение принято с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.

Законодательством не предусмотрены конкретные полномочия или обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, и они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

Ответчиками проводятся мероприятия, направленные на обеспечение постоянного контроля и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории дошкольного учреждения. В МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» МО «Цильнинский район» организован пропускной режим, имеется телефонная связь, территория огорожена, проезд на территорию закрыт, установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка с выводом на пульт вневедомственной охраны, здание охраняется сторожами. Кроме того, постановлением администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области утверждена муниципальная целевая программа «Развитие и модернизация системы образования муниципального образования «Цильнинский район» на 2013-2015 годы», которой предусмотрено оснащение детского сада «Березка» системой видеонаблюдения. В настоящее время договор на установку данной системы заключен.

Полагает, что предпринятые меры свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчиков.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Цильнинского района Ульяновской области Князькин А.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители муниципального учреждения отдел образования администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области и МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» МО «Цильнинский район», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявивщихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.

Как установлено судом, в ходе проверок соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» МО «Цильнинский район» установлено, что в дошкольном учреждении имеется кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт УВО УМВД России по Ульяновской области; между детским садом и Управлением вневедомственной охраны УМВД России по Ульяновской области заключен договор об оказании услуг по охране объектов путем реагирования на срабатывание тревожной сигнализации. При этом здание дошкольного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, не организована охрана силами служб безопасности, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала дошкольного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В «Конвенции о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п. 3 ст. 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.

Согласно Уставу МКДОУ Большеногаткинский детский сад общеразвивающего типа «Березка» МО «Цильнинский район» учредителем данного образовательного учреждения является администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, а собственником имущества образовательного учреждения – муниципальное образование «Цильнинский район» Ульяновской области.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ от 06.03.2006, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст. 5 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора и возложил на ответчиков обязанность по оборудованию здания МКДОУ Большенагаткинский детский сад общеразвивающего вида «Березка» системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия. При этом суд обоснованно возложил данную обязанность, как на дошкольное учреждение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку администрация, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование дошкольного учреждения.

Выполнение возложенной судом обязанности направлено на пресечение действий, нарушающих права детей и работников дошкольного учреждения на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период их нахождении в учреждении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оснащения дошкольных учреждений системами видеонаблюдения, необоснованны. Как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые отражены в принятом по делу решении.

Довод жалобы об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ответчиков по необорудованию детского учреждения системой видеонаблюдения и  неорганизации охраны силами служб безопасности, является несостоятельным. То обстоятельство, что ответчиками в дошкольном учреждении организованы пропускной режим, связь с пультом вневедомственной охраны, охрана сторожами, не освобождает от установленной законом обязанности обеспечения антитеррористической защищенности здания детского сада, а именно: оборудования системой видеонаблюдения и организации охраны учреждения силами служб безопасности.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке исследованных доказательств, правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих правоотношения сторон.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                  

 

Судьи: