Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости
Документ от 09.06.2015, опубликован на сайте 11.06.2015 под номером 52271, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Балуков А.Н.                                                                     Дело № 33- 2389/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      09 июня  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.


рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Вахтуровой В*** В*** на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 23 марта 2015 года, по  которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Вахтуровой В*** В*** к  Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от ***.2014 года № *** о включении в её специальный педагогический стаж периодов работы: с 01.02.1991 года по 07.05.1996 года, с 04.11.1996 года по 07.10.2014 года в должности инструктора по физо («инструктора по физической культуре») Н*** ясли-сада № *** (Н***),!%  и досрочном назначении  трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 07.10.2014 года, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Вахтурова В.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области  о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от ***2014 года № ***, о включении периодов работы  в специальный педагогический стаж работы  и досрочном назначении  трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, с момента обращения к ответчику.

В обоснование иска указала, что ***.2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность. В назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого педагогического стажа в соответствующих учреждениях. При этом ответчик не засчитал ей в стаж педагогической деятельности периоды работы: -с 01.02.1991г. по 07.05.1996г. – инструктор по физо ясли-сада № ***; -с 04.11.1996г. по 07.10.2014г.– инструктор  физвоспитания ясли-сада № ***.

С решением ответчика была не согласна.

Просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от ***.2014 года № ***, включить спорные периоды работы  в специальный педагогический стаж работы  и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, с момента обращения к ответчику.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Вахтурова В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить  как незаконное и принять новое решение. При этом ссылаясь на п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указывает, что в материалах дела имеются доказательства, а именно: расписания занятий с детьми, должностные обязанности, календарный и перспективный  планы занятий с детьми), подтверждающие что она (истица) занималась педагогической деятельностью.  Должностные обязанности в спорный период были аналогичны обязанностям руководителя физического воспитания, должность которого предусмотрена Списком 2002 года.

В возражении на апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области  просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Вахтуровой В.В. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрении дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно материалам дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области от ***2014 Вахтуровой В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа.

Ответчиком не были  засчитаны  Вахтуровой В.В. в специальный педагогический стаж периоды её работы: -с 01.02.1991г. по 07.05.1996г. (05-03-07) – инструктор по физо ясли-сада № ***; -с 04.11.1996г. по 07.10.2014г. (17-11-09) – инструктор  физвоспитания ясли-сада № ***.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований Вахтуровой В.В. не имеется и отказал во включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периоды работы истицы в должности инструктора по физическому воспитанию и назначении пенсии.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Указанные акты применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). В соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067) работа в образовательных учреждениях для детей в должностях "инструктор по физической культуре" не включалась в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста в связи с педагогической деятельностью (пенсии за выслугу лет).

Необоснован довод апелляционной жалобы, что суд должен был установить тождественность должности "инструктор по физической культуре" должности "руководитель физического воспитания". Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, и вступившим в действие с 1 января 1996 года, наряду с должностью "инструктор по физической культуре" имеется и должность «руководителя физического воспитания», которая включена в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данные должности являются различными.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что довод истца о том, что период работы в должности инструктора по физической культуре подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, основан на неправильном применении норм материального права.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 23 марта 2015 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу  Вахтуровой В*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи