Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 09.06.2015, опубликован на сайте 11.06.2015 под номером 52244, 2-я гражданская, О предоставлении жилого помещения по договору соц. найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Зотова Л.И.                                                                      Дело № 33- 2381/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      09 июня  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и  Фоминой В.А.,

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 марта 2015 года, по  которому постановлено:

 

Бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Юрченко А*** Н***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Д***  Ульяновской области признать незаконным. 

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обеспечить Юрченко А*** Н***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Д*** Ульяновской области

В иске к Управлению образования МО «Барышский район» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Юрченко А*** Н*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Управлению образования МО «Барышский район» о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Димитровграде Ульяновской области и возложении обязанности обеспечить специализированным  жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Д***, Ульяновской области.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Юрченко А*** Н***, *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время Юрченко А.Н. проживает по адресу: Ульяновская область, г. Б***, пер. К***, д. *** Согласно справкам, предоставленным Барышским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Барышским филиалом ОГУП «Бюро технической инвентаризации» и КУМИ и ЗО МО «Барышский район» Юрченко А.Н. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не выступал.

Юрченко А.Н. на момент прокурорской проверки достиг совершеннолетия, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включен, обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в городе Д*** Ульяновской области в уполномоченный орган, однако жилое помещение ему не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействия ответчиков по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в городе Д*** Ульяновской области и обязать ответчика обеспечить специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Д***, Ульяновской области.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что не оспаривает право истца на обеспечение жильем в указанном порядке, однако  жилое помещение ему не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Барышского района Ульяновской области просит жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Юрченко А.Н., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители неизвестны. Факт рождения  истца установлен решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от ***. 

Постановлением главы администрации города Димитровграда  Ульяновской области  от 17.04.2012 № *** Юрченко А.Н. был помещен под надзор в областное государственное казенное образовательное  учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Этим же постановлением истец был включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилой площади, и поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения.

В настоящее время Юрченко А.Н. проживает в общежитии О*** по адресу Ульяновская область г. Б*** пер. К*** д.***.

Согласно справкам, предоставленным Барышским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Барышским филиалом ОГУП «Бюро технической инвентаризации» и КУМИ и 30 МО «Барышский район» Юрченко А.Н. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.

17.04.2014  Юрченко А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области. 

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Юрченко А.Н. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах Юрченко А.Н., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 марта 2015 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              Судьи