Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о перерасчете пенсии
Документ от 02.06.2015, опубликован на сайте 05.06.2015 под номером 52169, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Карасева И.И.                                                                      Дело № 33- 2271/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      02 июня  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Моисеевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)  в Ульяновском районе и городе  Новоульяновске  Ульяновской области  на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2015 года, по  которому постановлено:

 

Исковые  требования   Ативанова А*** В***   к Управлению Пенсионного  фонда  Российской Федерации  (государственное учреждение)  в Ульяновском районе и городе  Новоульяновске   Ульяновской области    о      возложении обязанности по  перерасчету  трудовой пенсии по старости  удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного  фонда  Российской Федерации  (государственное учреждение)  в Ульяновском районе и городе  Новоульяновске   Ульяновской области  произвести Ативанову А*** В***  с 04 июля 2014 года перерасчет    трудовой пенсии по старости,   с учетом его  заработной платы за период с января 1986 года по декабрь 1990 года в Н*** указанной в  партийном билете №*** от 28 мая 1975 года. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Ативанова А.В. – Мироненко Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ативанов А.В.    обратился  в суд с иском к  Управлению Пенсионного фонда  Российской Федерации  (государственному учреждению)  в Ульяновском районе и городе  Новоульяновске Ульяновской области (далее – УПФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске) о возложении обязанности по  перерасчету  трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что  25 июня 2014 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, где просил учесть среднемесячный заработок за период работы в Н***  с января 1986 года по декабрь 1990 года, сведения о котором указаны в  партийном  билете. Иных документов о заработной плате у него не имеется, поскольку указанное юридическое лицо  ликвидировано, документы в архив г.К*** последним не сданы. Однако ответчиком было отказано в принятии указанного документа, а  пенсия назначена  из расчета среднемесячного заработка по сведениям индивидуального персонифицированного учета, с чем он не согласен. Просил  обязать ответчика  произвести  с 04 июля 2014 года  перерасчет    трудовой пенсии по старости  с учетом его  заработной платы за период  с января 1986 года по декабрь 1990 года в Н***», указанной в  партийном билете №*** от 28 мая 1975 года. 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и городе  Новоульяновске  Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и  принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Ативанова А.В.       В обоснование своей позиции ответчик ссылается на Постановление Минтруда Российской Федерации №16, Пенсионного Фонда Российской Федерации №19па от 27 февраля 2002 года, которым утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Считает, что суд при вынесении решения, необоснованно сослался на письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации № *** от 27 ноября 2001 года. По мнению автора жалобы, применение положений данного письма возможно только в том случае, если отсутствует возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов. В данном случае в выписке из индивидуального лицевого счета Ативанова А.В. имеются сведения о заработке 2001 года, а также указаны сведения о стаже работы в Ульяновском областном фонде ипотечного кредитования жилищного строительства. Кроме того, полагает, что отсутствуют какие-либо основания для перерасчета размера трудовой пенсии истца с 04 июля 2014 года.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30.3 указанного Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно пункту 26 указанного Перечня, действовавшего до 01 января 2015 года,  среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данным в письме от 27 ноября 2001 года №*** по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25 июня 2014 года Ативанов А.В. обратился в УПФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ, при этом просил учесть сведения о заработке, содержащиеся в партийном билете за период работы в Н*** с января 1986 года по декабрь 1990 года.

Решением комиссии ответчика от 25 сентября 2014 года истцу была назначена трудовая пенсия по старости с учетом заработка за 2001 год по сведениям индивидуального персонифицированного учета со дня возникновения такого права, то есть с 04 июля 2014 года.

Из трудовой книжки истца следует, что 27 марта 1979 года он был принят старшим инженером отдела механизации свайных работ К***, который впоследствии был преобразован в Н***

01 июля 1981 года Ативанов А.В. был переведен на должность ведущего инженера отдела механизации бетонных работ; с 01 сентября 1982 года – на должность старшего научного сотрудника в отдел «экспериментальный полигон»; с 10 марта 1983 года – ведущим конструктором полигона; с 01 января 1984 года – зав.сектором (НИС) отдела фундаментов на набивных сваях; с 06 февраля 1989 года – главным конструктором лаборатории технологии и механизации бетонных работ; 01 октября 1991 года уволен из данной организации.

В представленном суду партийном билете № ***, выданным политотделом У***, отражены сведения о его месячном заработке, в том числе за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, исправлений, помарок, подчисток не имеется.

Работа Ативанова А.В. в период с марта 1979 года по октябрь 1991 года в Н*** уплата им ежемесячно членских взносов, сумма которых указывалась в партийном билете вместе с суммой месячного заработка, подтверждается также показаниями свидетеля А*** В.Н.

Согласно справке КГУ «Государственный архив города К***» документы Н*** на хранение в архив не поступали.

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что не передача Н*** в архив документации не может лишать истца права на исчисление пенсии в соответствии с заработной платой, которую он получал в данной организации в период с января 1986 года по декабрь 1990 года.

Представленный Ативановым А.В. партийный билет является документом, косвенно подтверждающим фактический заработок истца в указанный период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка.

Иное толкование закона нарушило бы конституционное право истца на социальное обеспечение, включающее право на получение пенсии в полном объеме.

Довод апелляционной жалобы ответчика о недопустимости применения совместного письма Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г. N *** не влечет отмену решения суда, поскольку указанное письмо предусматривает установление размера заработка для исчисления пенсии на основании косвенных документов, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует и невозможно определить причинителя вреда.

Как установлено судом, документы о размере заработка Ативанова А.В. на хранение в архивные организации не поступали, следовательно, он по не зависящим от него причинам лишен возможности представления пенсионному органу первичных бухгалтерских документов о заработке за период с января 1986 года по декабрь 1990 года, при этом ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие виновность конкретного лица в утрате документов, или возможность определить причинителя вреда в этой ситуации.

При этом суд обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность по производству перерасчета размера пенсии истца с 04 июля 2014 года, то есть с момента возникновения права.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2015 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)  в Ульяновском районе и городе  Новоульяновске  Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи