Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья сироте
Документ от 02.06.2015, опубликован на сайте 04.06.2015 под номером 52119, 2-я гражданская, об обязании обеспечить специализированным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                                          Дело № 33-2347/2015                                                          

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      02 июня 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 марта 2015 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Кожиной Е*** А*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по необеспечению Кожиной Е*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Кожину Е*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснение Кожиной Е.А., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Кожиной Е. А. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Кожина Е. А., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать -         Кожина Н.А. умерла ***, отец -  Кожин А.П. решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от *** лишен родительских прав. Постановлением Главы г.Ульяновска от ***2008 Кожина Е.А. была помещена в О***», где находилась до ***.2011. С ***.2011 по ***2012 Кожина Н. А. обучалась в С***. При помещении в учреждение для детей за Кожиной Е. А. было закреплено жилое помещение по адресу: г.Ульяновск, с. Б***, ул. Г***, д. ***, кв. ***, однако постановлением Главы г. Ульяновска от ***2009 указанное решение отменено. Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ***.2013 Кожина Е. А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение Кожиной Е.А. не предоставлено, в связи с чем прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по обеспечению Кожиной Е.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Кожину Е.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что истица включена в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск», не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновске. В 2014 году неоднократно объявлялись торги на приобретение жилых помещений в собственность Ульяновской области, но от застройщиков не было подано ни одной заявки, вследствие чего торги признаны несостоявшимися. В настоящее время в Список детей-сирот включено более 1200 человек, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истице помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.  

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит оставит решение суда без изменений, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании Кожина Е.А. просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Кожина Е.А. родилась *** в г.Ульяновске, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее мать -  Кожина Н.А. умерла ***, отец -         Кожин А.П. решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от *** лишен родительских прав.

Постановлением Главы г. Ульяновска от ***.2008 Кожина Е.А. была помещена в О*** где находилась до ***.2011.

С ***.2011 по ***.2012 Кожина Н.А. обучалась в С***. С ***.2012 Кожина Е.А. переведена  в О***

За Кожиной Е.А. закреплялось жилое помещение по адресу: г. Ульяновск, с.Б***, ул. Г***, д. ***, кв. ***. Однако постановлением Главы г. Ульяновска от ***.2009 решение о закреплении за Кожиной Е.А. указанного  жилого помещения  отменено.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ***.2013 Кожина Е. А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Однако до настоящего времени жилое помещение Кожиной Е.А. не предоставлено, в связи с чем прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Кожиной Е.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Кожина Е.А., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет,  была выявлена в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в г. Ульяновске, суд  пришел к правильному

выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории указанного муниципального образования.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: