Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Освобождение от взыскания исполнительского сбора
Документ от 26.05.2015, опубликован на сайте 05.06.2015 под номером 52027, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Парфёнова И.А.                                                             Дело № 33-2084/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     26 мая 2015года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Нефёдова О.Н.

судей  Трифоновой Т.П. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Идрисовой Л*** И*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Освободить Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере *** рублей по исполнительному производству № ***.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области) обратилось в суд с иском к  судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Идрисовой Л.И. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование иска указано, что в производстве судебного пристава-исполнителя  находится исполнительное производство по решению Ленинского районного суда г.Ульяновска от  19.09.2014, вступившего в законную силу 28.10.2014. Данным решением на Министерство была возложена обязанность обеспечить Б*** Р.В. жилым помещением в г.Ульяновске на условиях социального найма в соответствии с законом Ульяновской области от 06 мая 2006 года № 53-30 «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Улья­новской области». В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Идрисовой Л.И. 10.12.2014 было вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора за неисполнение в установленный срок решения суда.

Данное постановление, по мнению Министерства, вынесено без учета норм действующего законодатель­ства и обстоятельств дела. Министерство объективно было лишено возможности исполнить решение суда в 5-дневный срок.  Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2014 год, ут­верждённой Законом Ульяновской области от 02 декабря 2013 года № 217-ЗО «Об обла­стном бюджете Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо за­ключить государственный контракт на приобретение жилых помещений спе­циализированного государственного жилищного фонда.  Процедура заключения государственных контрактов на приобретение жилья для детей-сирот носит длительный характер. Объявленные в апреле и июле 2014 года торги на приобретение в муниципальном образовании г. Ульяновск однокомнатных квартир признаны несостоявшимися. Электронные аукционы, объявленные в ноябре 2014 года,  также признаны несостоявшимися. В течение 2015 года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01 декабря 2014 года в Список детей-сирот включено более 1200 человек. В судебном производстве находится более 500 дел, возбуждено более 60 исполнительных производств по делам детей-сирот.  Министерство предпринимает все предусмотренные законом меры для исполнения решения суда. В связи с  этим Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области просило суд освободить его от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 10.12.2014.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств Идрисова Л.И.  не соглашается с решением суда.  Указывает при этом, что постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора вынесено в точном соответствии с нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве». При объективной невозможности исполнить решение суда Министерство не лишено было возможности обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда, однако этого сделано не было.  Отсутствие у Министерства необходимых финансовых средств для исполнен я решения суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. В сложившейся ситуации Министерство в рамках правовых мер, предусмотренных законом, не проявило ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу  Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Указывает при этом, что в настоящее время по итогам аукционом заключены государственные контракты с ООО «З***» и ООО «З***»  на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения квартиры для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 182 квартиры- срок исполнения контрактов – 01.09.2016. С ООО «И***» заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения 100 квартир. Срок исполнения контрактов – 01.09.2016. После исполнения данных контрактов и оформления права собственности на данные квартиры Министерство будет предоставлять их детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе и Б*** Р.В.

Участники процесса в суд не явились, о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело  в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Материалами дела установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.09.2014 на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность обеспечить Б*** Р.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск». Указанное решение вступило в законную силу 28.10.2014.

На основании выданного Ленинским районным судом г.Ульяновска 30.10.2014 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Идрисовой Л.И. возбуждено исполнительное производство №*** в отношении должника – Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления.  Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Поскольку требования исполнительного документа должником в предусмотренный частью 12 статьи 30 Федерального закона  от  02  октября  2007 года  № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» пятидневный срок исполнены  не   были,   судебным  приставом-исполнителем  Идрисовой Л.И. 10.12.2014  вынесено постановление о взыскании с Министерства строительства  исполнительского сбора в размере *** рублей.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Министерства от уплаты исполнительского сбора, суд обоснованно руководствовался положениями части 7 статьи 112  Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Вывод суда о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении ***. специализированным жилым помещением по договору найма на территории  р.п. Ишеевка невозможно вследствие объективных обстоятельств, является правильным. Указанный вывод основан на совокупности собранных по делу доказательств и верном применении норм действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд пришел к правильному выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для освобождения должника от исполнительского сбора были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского  районного суда г.Ульяновска от 17 февраля 
2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Идрисовой Л*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                 

 

Судьи: