Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ч.2 ст.14.8 КоАП РФ
Документ от 14.05.2015, опубликован на сайте 04.06.2015 под номером 52020, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 14.8 ч.2, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Грачева Т.Л.                                                            Дело № 7-226/2015

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        14 мая 2015 г.

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.

при секретаре Русаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» Цицилина М*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2015 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области № 0962 от 09.09.2014 Бородкова Д.А. ОСАО «Ингосстрах» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

 

Не согласившись с данным постановлением, защитник ОСАО «Ингосстрах» Сиразетдинова Р.Х. обжаловала его в Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Рассмотрев жалобу по существу, судья Ленинского районного суда г.Ульяновска постановление о привлечении ОСАО «Ингосстрах» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ, оставил без изменения.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник ОСАО «Ингосстрах» Цицилин М.А. не соглашается с постановлением и вынесенным по жалобе решением, просит их отменить.

В обоснование жалобы указывает, что с учётом п.п. 5-7 раздела II Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, абзаца 11 Информационного письма Роспотребнадзора от 18.04.2014 «О ситуации с соблюдением законных интересов граждан при заключении договоров ОСАГО», Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области не наделено полномочиями по осуществлению надзора за страховыми организациями. Согласно ч.3 ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» страховой надзор осуществляется Банком России. Таким образом, действия Управления по возбуждению в отношении ОСАО «Ингосстрах» дела об административном правонарушении являются незаконными. К тому же правоотношения страхователя со страховщиком регулируются Законом об ОСАГО. Следовательно, с учётом п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17, Закон о защите прав потребителей к таким правоотношениям не применяется.

Кроме того считает, что в действиях ОСАО «Ингосстрах» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ. Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, выразившиеся во включении в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. ОСАО «Ингосстрах» не включало в договор ОСАГО с Ч*** С.В. дополнительных условий, ущемляющих права потребителя. Данный факт не был установлен Управлением в ходе рассмотрения дела. Содержание договора ОСАГО и договора страхования имущества также не позволяет установить наличие в них соответствующих условий. В них не содержится ссылок друг на друга.

Также указывает, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт навязывания со стороны ОСАО «Ингосстрах» Ч*** С.В. заключения договора страхования. Факт совершения ОСАО «Ингосстрах» правонарушения подтверждается исключительно показаниями самого потерпевшего Ч*** С.В., который заинтересован в исходе дела. Вместе с тем, заявление Черноусенко С.В. о том, что договор ОСАГО и договор добровольного страхования были заключены в один день, само по себе не может быть признано достоверным доказательством его принуждения к заключению дополнительного, не являющегося обязательным в силу закона, договора страхования имущества. Информацию о добровольных видах страхования ОСАО «Ингосстрах» доводит до сведения всем клиентам в качестве рекламы. При этом заключение договоров ОСАГО не ставится в зависимость от факта заключения иных договоров. Все договоры страхования были заключены Ч*** С.В. в добровольном порядке по его письменным заявлениям. Таким образом, имеются неустранимые сомнения в виновности ОСАО «Ингосстрах», которые в силу ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в его пользу. Вина ОСАО «Ингосстрах» в совершении административного правонарушения не доказана.

Кроме того, дело об административном правонарушении в отношении ОСАО «Ингосстрах» было возбуждено с нарушением установленного законом процессуального порядка. Так, в нарушение ч.3, ч.3.1 ст. 28.7 КоАП РФ определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, вынесенное Управлением 22.07.2014, получено ОСАО «Ингосстрах» только 01.08.2014. Уведомление о дате составления определения о возбуждении дела в адрес ОСАО «Ингосстрах» Управлением не направлялось. В виду этого у ОСАО «Ингосстрах» не было возможности реализовать свое право на защиту. Допущенные нарушения являются существенными и неустранимыми, влекущими отмену определения о возбуждении дела с учётом п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10.

Обращает внимание суда, что заявление Ч*** С.В. уже было рассмотрено по существу уполномоченным органом – Главным Управлением Центрального банка по Самарской области. Таким образом, действия ОСАО «Ингосстрах» уже были проверены компетентным органом, которым не было зафиксировано наличие каких-либо нарушений со стороны страхового общества. Требования Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области представить какие-либо сведения и документы, необходимые для рассмотрения данного дела, неправомерны.

Кроме того, представление руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области №1555 от 09.09.2014 было вынесено в отношении генерального директора ОСАО «Ингосстрах». При этом оспариваемое решение суда касается другого лица - ОСАО «Ингосстрах».

В жалобе, поданной в районный суд, ОСАО «Ингосстрах» просило отменить постановление об административном правонарушении №*** от 09.09.2014 и представление №*** от 09.09.2014. Судья районного суда в решении фактически рассмотрел только требование об отмене постановления об административном правонарушении №*** от 09.09.2014. При этом требование об отмене представления №*** от 09.09.2014 так и не было рассмотрено.

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав защитника ОСАО «Ингосстрах» Сиразетдинову Р.Х., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

 

Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

 

Законодательством о защите прав потребителей, в частности частью 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

 

Принимая решение о привлечении ОСАО «Ингосстрах» к административной ответственности, должностное лицо административного органа и судья районного суда объективно установили, что 11.04.2014 ОСАО «Ингосстрах» обусловило приобретение потребителем Ч*** С.В.  услуги в виде заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности, приобретением услуги в виде заключения договора страхования имущества.

 

Данные действия, вопреки доводам жалобы, исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

 

Выводы, содержащиеся в состоявшихся оспариваемых актах, достаточно мотивированы и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, не согласиться с которыми оснований не нахожу. 

 

При этом, полагаю не основанными на материалах дела и фактических обстоятельствах доводы жалобы о том, что навязывание со стороны ОСАО «Ингосстрах» потребителю заключения договора страхования не подтверждается ничем, кроме пояснений самого Ч*** С.В.

Так, полагаю верной оценку, данную судьей районного суда в решении о том, что доводы Ч*** С.В. подтверждаются совокупностью взаимосвязанных доказательств, в том числе, его последовательными обращениями в ОСАО «Ингосстрах» 15.04.2014 о признании договора  страхования имущества  недействительным, поскольку он навязан, и в Управление Президента РФ (входящий № *** от 18.07.2014), которые подтверждены потребителем в Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области 23.07.2014; страховым полисом серия *** № *** от 11.04.2014 и квитанцией к нему Серия *** № *** на получение страховой премии от 11.04.2014; договором страхования имущества «ЭКСПРЕСС» (КВАРТИРА) № ***, датированным 31.03.2014 и квитанцией Серия *** № *** на получение страховой премии к данному договору, также датированной 31.03.2014, при том, что согласно номера серии данной квитанции, она выписана сразу же вслед за квитанцией об оплате услуги по договору ОСАГО от 11.04.2014.

Верной является и ссылка судьи районного суда на материалы  гражданского дела  2-873/2014, по которому мировым судьей судебного участка № 1 Заволжского района г. Ульяновска по иску Ч*** С.В. к ОСАО «Ингосстрах» о признании недействительным договора  страхования имущества установлено, что заявление истца в ОСАО «Ингосстрах» о возврате страховой премии по договору № *** ответчиком удовлетворено 14.08.2014, истцу возвращена страховая премия в размере *** рублей.

 

Совокупность вышеуказанных доказательств безусловно подтверждает доводы Ч*** С.В. о том, что 11.04.2014 он прибыл из г.Ульяновска в г.Липецк только с целью приобретения транспортного средства, но не с целью заключения договора добровольного страхования своего имущества, находящегося в г.Ульяновске.

 

Оценивая доводы жалобы относительно процессуальных нарушений, допущенных административным органом и судьей районного суда, прихожу к выводу об их несостоятельности по следующим основаниям.

 

Так, исходя из смысла и содержания части 1 статьи 28.3 и статьи 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области наделены полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об  административных правонарушениях, в том числе дела об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

В этой связи полагаю ошибочным толкование инициатором жалобы приведенных в ней норм, регулирующих правоотношения, разрешаемые в ином судебном порядке.

 

Необоснованными являются доводы жалобы о том, что заявление Ч*** С.В. уже было рассмотрено по существу уполномоченным органом – Главным Управлением Центрального банка по Самарской области.

В судебное заседание не представлено доказательств, что указанным органом по заявлению Ч*** С.В. принято какое-либо процессуальное решение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из имеющейся в материалах дела копии письма от 03.02.2015 следует, что по запросу Главного Управления Центрального банка России по Самарской области проведена проверка по обращению Ч*** С.В., по результатам которой в ответ на обращение были направлены разъяснения на поставленные вопросы.

 

Не усматриваю по делу нарушений, касающихся порядка и процедуры возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОСАО «Ингосстрах», влекущих отмену состоявшихся по делу актов, поскольку определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской 22.07.2014, получено ОСАО «Ингосстрах» 01.08.2014 и с указанного времени ОСАО «Ингосстрах» имело возможность для реализации прав на защиту, которые в полном объеме реализовало в период производства по делу об административном правонарушении.

 

Не имеющими правового значения по рассматриваемому делу полагаю доводы жалобы о том, что представление руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области №*** от 09.09.2014 было вынесено в отношении генерального директора ОСАО «Ингосстрах», а оспариваемое решение суда касается юридического лица - ОСАО «Ингосстрах».

 

Кроме того, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

В связи с изложенным, ОСАО «Ингосстрах» нарушен  порядок обжалования представления №*** от 09.09.2014, которое обжалуется в ином судебном порядке.

При этом описка, допущенная судьей районного суда при указании номера оспариваемого постановления об административном правонарушении в резолютивной части решения, подлежит устранению в порядке, предусмотренном  ст.29.12.1 КоАП РФ.

 

Назначая наказание юридическому лицу, должностным лицом административного органа соблюдены требования ст. ст. 4.1 – 4.3 КоАП РФ и учтен характер совершенного правонарушения, в связи с этим наказание правомерно назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.

 

Каких-либо существенных нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда, вопреки доводам жалобы, по делу не допущено.

 

При таких обстоятельствах, состоявшиеся постановления отмене не подлежат.

 

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 марта 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» Цицилина М*** А*** – без удовлетворения.

 

Судья                                                                           Буделеев В.Г.