Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Муниципальная пенсия
Документ от 12.05.2015, опубликован на сайте 25.05.2015 под номером 51765, 2-я гражданская, об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Горбунова И.Г.                                                                  Дело №33-1572/2015 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    12 мая 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В. , Герасимовой Е.Н.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Логинова В*** М*** на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 02 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Логинова В*** М***  удовлетворить частично.

Включить Логинову В*** М*** в стаж муниципальной службы период прохождения военной службы по призыву с *** 1976 года по *** 1978 года (2 года 1 месяц 4 дня) и период прохождения службы в органах внутренних дел с *** 1983 года по *** 1984 года (1 год 3 месяца 29 дней).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Логинова В.М., его представителя – Логинова М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МУ администрации МО «Сенгилеевский район» - Назарова А.В.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Логинов В.М. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» (далее – МО «Сенгилеевский район») об установлении ежемесячной доплаты (пенсии) за выслугу лет. В обоснование иска указал, что в период с ***.2001 по ***.2005 работал в администрации МО «Сенгилеевский район» в должности Г***. 28.03.2013 направил письменное обращение в администрацию МО «Сенгилеевский район» с просьбой об установлении и выплате ежемесячной доплаты (пенсии) за выслугу лет, на которое получил отказ на том основании, что размер получаемой им пенсии по старости превышает размер ежемесячной доплаты по муниципальной службе. Считал отказ в назначении пенсии за выслугу лет неправомерным, поскольку в его стаж муниципальной службы не включен ряд периодов (служба в армии и правоохранительных органах, работа в должности д***),  а также расчет пенсии за выслугу лет произведен из размера его заработной платы как Г*** по состоянию на 2005 год, в том время как должен производиться по аналогичной должности на день его обращения, то есть на 2013 год. Просил обязать ответчика  включить  в стаж муниципальной службы службу в Вооруженных силах СССР по призыву из расчета 1 день службы за 2 дня работы, службу в правоохранительных органах 1 год 3 месяца 27 дней, период работы с 29.10.1986 по 03.01.2001 в должности р*** средней школы № 2 г. С***; произвести исчисление размера ежемесячной пенсии за выслугу лет с учетом соотношения денежного содержания должности высшего должностного лица, которую он занимал (Г***) с денежным содержанием должности Г***,  установить и выплачивать ему ежемесячную пенсию за выслугу лет с 20.04.2011.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Логинов В.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж государственной службы из расчета 1 день службы за 2 дня работы, то есть данный период у него составляет 4 года 2 месяца 8 дней, а суд неправомерно включил период службы в армии в его муниципальный стаж в календарном порядке.  Выводы суда о том, что такое исчисление стажа применимо только к пенсионному обеспечению военнослужащих является неправильным. Не согласен с отказом суда во включении в стаж муниципальной службы период его работы в должности директора школы, так как его знания и опыт работы в указанной должности были ему необходимы  для выполнения обязанностей муниципального служащего. С учетом указанных периодов  ему должен быть установлен максимальный процент в размере 75% от денежного содержания при исчислении доплаты к пенсии в связи  с муниципальной службой. В этом случае доплата при исчислении пенсии из его ежемесячного содержания по состоянию на 2005 год составит *** руб. ежемесячно.  Однако ежемесячное содержание, из которого  надлежит  исчислять пенсию за выслугу лет, должно быть взято по должности Г*** на день  рассмотрения дела, так как его должностные обязанности соответствуют ранее занимаемой им и упраздненной в настоящее время должности Г***. Суд данные доводы не учел, что привело к вынесению необоснованного и незаконного решения.

В возражениях на жалобу администрация МО «Сенгилеевский район» просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу Логинова В.М. – без удовлетворения.

В судебном заседании Логинов В.М., его представитель – Логинов М.В.  доводы апелляционной жалобы  поддержали.

В судебном заседании  представитель МО «Сенгилеевский район»     Назарова А.В. просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части исчисления стажа муниципальной службы истца и назначении пенсии за выслугу лет муниципального служащего в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Из материалов дела следует, что ***.2000 Логинов В.М. был избран Г*** и с ***.2001 приступил к исполнению обязанностей г*** Ульяновской области.  ***2005 Логинов В.М. освобожден от должности в связи с прекращением полномочий досрочно.

***2005 истец назначен на муниципальную должность муниципальной службы П*** администрации Сенгилеевского района, освобожден от должности ***2005  в связи с переводом д*** средней школы № 1 г. С***, которую  занимает по настоящее время.

***2010 Логинову В.М. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью.

***.2013 Логинов В.М. обратился в администрацию МО «Сенгилеевский район» с  заявлением об установлении и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет муниципального служащего, но получил отказ ввиду того, что размер получаемой им пенсии по старости превышает допустимый размер ежемесячной надбавки за выслугу лет. В частности, ответчик указал, что пенсия по старости истца составляет *** руб., а ежемесячное денежное пособие с учетом стажа его работы в должностях муниципальной службы, из которого исчислен процент от среднемесячного денежного содержания  (55%),  и  получаемого им в 2001-2005 г.г. ежемесячного денежного содержания Г***  - *** руб. (55% от 15 301,64 руб.).

Полагая отказ в назначении доплаты к пенсии по старости незаконным, Логинов В.М. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд  первой инстанции правомерно  включил в стаж муниципальной службы истца ряд периодов, но неправильно применил нормы действующего законодательства о порядке исчисления периода военной службы по призыву при включении его в муниципальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет, что привело к  вынесению необоснованного решения.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

Согласно п.4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2011 № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Положением о порядке  установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица на постоянной основе, утвержденным решением Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» от 20.04.2011 № 224, ежемесячная пенсия за выслугу лет депутатам и выборным должностным лицам, исполнявшим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица на постоянной основе не менее 4 лет, получавшим денежное содержание (денежное вознаграждение) за счет средств бюджета Сенгилеевского района и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), устанавливается в таком размере, чтобы сумма  пенсии по старости и ежемесячной пенсии за выслугу лет составляла при замещении муниципальной должности от 4 лет - 55%, а за каждый последующий отработанный увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения), при этом общая сумма ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения).

В соответствии со ст. 11 Устава Сенгилеевского района Ульяновской области ( л.д. 35 – 53 ) Г*** - являлся выборным должностным лицом, которое возглавляло деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования Сенгилеевского района, и избиралось сроком на 4 года.

Суд правильно установил, что замещаемая Логиновым В.М. должность отвечает условиям Положения Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» от 20.04.2011 № 224, при наличии которых возможно назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и иным лицам указанного муниципального образования.

В части порядка исчисления стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим действуют следующие нормативно-правовые акты.

Часть 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации ( часть 1).

Согласно ч. 3 ст. 25  Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы государственного гражданского служащего.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 52  Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Частью 1 ст. 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» предусматрены общие правила зачета в стаж (общую продолжительность) гражданской службы периодов замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; государственных должностей; муниципальных должностей; должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Часть 2 приведенной статьи предусматривает возможность включения в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей, устанавливаемых указом Президента РФ.

Во исполнение данной правовой нормы Президентом Российской Федерации  издан Указ от 19.11.2007 № 1532 «О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ».

В пункте  21 указанного нормативного акта установлено, что периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Кроме того, п. 4 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 №1648н,  установлено, что исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Следовательно, в стаж муниципальной службы Логинова В.М.  должны быть включены: служба по призыву в двойном размере ( с ***1976 по ***1978  – 2 года 1 мес. 4 дня х 2 = 4 года 2 месяца 8 дней), служба в УВД Ульяновской области (с ***1983  по ***1984 -1 год 3 мес.29 дней), замещение должности Г*** (с ***.2001 по ***.2005 - 4 года 3 мес. 0 дней), работа в должности п***  (с ***.2005 по ***2005 - 4 мес. 21 день), итого 10 лет 1 мес. 26 дней.

В этом случае процент от должностного оклада  за замещение муниципальной должности при исчислении пенсии за выслугу лет составит 73% (от 4 лет-55%, увеличение на 3% за каждый год после 4 лет - 3% х 6 года = 18%), а пенсия за выслугу лет – *** руб. (*** руб. х 73%).

С учетом того обстоятельства, что пенсия Логинова В.М. по старости  составляет *** руб., ему должны быть начислена ежемесячная доплата в размере *** руб. (*** руб. – *** руб.)

В остальной части решение суд является правильным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

В частности, ссылки апелляционной жалобы  Логинова В.М. на неправомерный отказ суда во включении в стаж муниципальной службы период его работы в должности директора школы являются необоснованными.  

Согласно п. 1 ст. 7 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы могут также включаться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, - в порядке, определяемом представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. При этом периоды замещения таких должностей в совокупности не должны превышать пять лет.

Проанализировав типовые квалификационные требования к должностям муниципальной службы в соответствии со ст. 1 Закон Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» для главных должностей муниципальной службы  и учитывая то обстоятельство, что непосредственно перед замещением должности муниципальной службы        Логинов  В.М. занимал выборную должность, а не должность директора школы, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части включения периода работы в качестве директора средней школы № 2 с 01.01.1996 по 01.01.2001 в муниципальный стаж.

Согласно п. 5 «Положения о порядке  установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица на постоянной основе», утвержденного решением Совета депутатов МО «Сенгилеевский район» от 20.04.2011 № 224 для исчисления размера ежемесячной пенсии за выслугу лет месячная оплата труда (денежное содержание) указанных лиц определяется (по их выбору):

- либо по замещаемой должности на день достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости (инвалидности);

- либо по последней должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).

Истец выбрал месячную оплату труда по последней должности, полномочия по которой были прекращены, а именно: по денежному вознаграждению в должности Г*** Ульяновской области.

Размер среднемесячного денежного содержания (вознаграждения)      Логинова В.М. на момент прекращения полномочий Г*** Ульяновской области  составлял *** коп., индексация данной суммы для исчисления пенсии за выслугу лет каким-либо нормативным актом не предусмотрена, в связи с чем доплата к пенсии по старости должна исчисляться из указанной денежной суммы.

Доводы апелляционной жалобы истца о необходимости исчисления пенсии за выслугу лет исходя из заработка Г*** на момент его обращения с заявлением о назначении указанной доплаты к трудовой пенсии по старости, обсуждались судом, который правильно указал, что закон не предусматривает возможности соотношения денежного содержания должности высшего должностного лица – Г*** Ульяновской области, с денежным содержанием должности Г*** Ульяновской области, которое истец никогда не получал.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым  решение суда отменить в части исчисления периода военной службы истца по призыву в календарном порядке,  зачесть  указанный период в стаж муниципальной  службы Логинова В.М. в двойном размере, и обязать ответчика установить и выплачивать   Логинову В.М. ежемесячно пенсию за выслугу лет в размере *** руб., начиная с со дня подачи заявления о назначении пенсии -  28 марта 2013 года.     

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 02 февраля 2015 года отменить в части исчисления периода военной службы истца по призыву и отказа в назначении пенсии за выслугу лет.

Включить Логинову В*** Михайловичу в стаж муниципальной службы период прохождения военной службы по призыву с *** 1976 года по *** 1978 года в льготном исчислении – 1 день службы за 2 дня работы (4 года 2 месяца 8 дней).

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области установить и выплачивать Логинову В*** М*** пенсию за выслугу лет муниципального служащего в размере *** руб. ежемесячно, начиная с 28 марта 2013 года.     

 

Председательствующий

 

Судьи: