Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ
Документ от 30.04.2015, опубликован на сайте 12.05.2015 под номером 51718, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 5.27 ч.1, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Кочетов С.Л.                                                                    Дело № 7-211/2015

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                30 апреля 2015 г.

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управдом-Ульяновск 3» Постнова В*** О*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2015 года, которым суд постановил:

 

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 19 декабря 2014 года о привлечении генерального директора ООО «Управдом-Ульяновск 3» Постнова В.О. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу  - без удовлетворения.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Шаповалова В.Я. от 19.12.2014 генеральный директор ООО «Управдом-Ульяновск 3» Постнов В.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере        3 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Постнов В.О. обжаловал его в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Рассмотрев жалобу по существу, судья Ленинского районного суда г.Ульяновска постановил указанное выше решение.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, Постнов В.О. не соглашается с постановлением и вынесенным по жалобе решением, просит их отменить.

В обоснование жалобы указывает, что ООО «Управдом-Ульяновск 3» не обязано проводить медицинский осмотр работников при приёме на работу. Трудовой кодекс РФ устанавливает конкретный перечень лиц, подлежащих медицинскому осмотру при заключении трудового договора, куда работники ООО «Управдом-Ульяновск 3» не входят.

Административный орган не указал, к кому из данных лиц относятся работники ООО «Управдом-Ульяновск 3». Суд отнес их к работникам, указанным в ч.1 ст.213 ТК РФ, - занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта. При этом суд пришёл к данному выводу, основываясь только на устных объяснениях инспектора, которые не подтверждены другими доказательствами.

Вместе с тем, в силу ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Таким образом, инспектор труда и суд не вправе были оценивать и определять самостоятельно потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы работы, а должны были привлечь соответствующего эксперта (экспертную организацию).

Относительно выявленных нарушений, связанных со средствами индивидуальной защиты, аналогично указывает, что требования ст.221 ТК РФ об обеспечении работодателем работников средствами индивидуальной защиты распространяются только на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работы, выполняемые в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Вместе с тем, как уже указывалось выше, в материалах дела не имеется доказательств того, что в ООО «Управдом-Ульяновск 3» ведется работа, связанная с вредными и (или) опасными условиями труда.

Ссылка суда на тот факт, что на предприятии выдается форменная одежда, но не учитываются их нормы выдачи и носки, не может являться основанием для привлечения генерального директора ООО «Управдом-Ульяновск 3» к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ. У суда не было оснований для приравнивания данной форменной одежды к средствам индивидуальной защиты.

Относительно нарушения п.1.4.3 и п.1.4.4 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП) указывает, что в ООО «Управдом-Ульяновск 3» электроустановок не имеется. Согласно п.1.1.2 Правил, их положения распространяются только на те организации, которые владеют электроустановками напряжением выше 1000 вольт. Эксплуатация в организации персональных компьютеров и других бытовых электроприборов данными Правилами не регулируется.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав Постнова В.О., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В вину генеральному директору ООО «Управдом-Ульяновск 3» Постнову В.О. вменены нарушения норм трудового законодательства, которые, в соответствии с постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области №*** от 19.12.2014, заключаются в следующем: 

Пункт 1. В нарушение ст.ст.22, 133, 133.1 Трудового Кодекса РФ, п.4.1.3 «Соглашения 280-П между Федерацией организации профсоюзов Ульяновской области, объединением работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области на 2013-2015 годы», постановления  Правительства Ульяновской области №433-П от 22.09.2014 «О прожиточном минимуме в Ульяновской области», в ООО «Управдом-Ульяновск 3» кассирам-операционистам Б*** А.А., Д*** Е.А., З*** И.С., М*** Ю.В., менеджерам по продажам В*** Л.В., Г*** И.Р., И*** И.Ф., К*** М.Н., Р*** М.Д., С*** Р.М., С*** И.Р., менеджерам по заказному товару Б*** Д.А., С*** Е.В., Х*** А.А., установлена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда в Ульяновской области;

Пункт 2. В нарушение ст.57 Трудового кодекса РФ, в трудовых договорах с 17 работниками ООО «Управдом-Ульяновск 3» не указаны сведения о режиме рабочего времени и времени отдыха работников;

Пункт 3. В нарушение ст.212 Трудового кодекса РФ, п.п.1, 2 ст.8, п.2 ст.4, п.1 ст.19  Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ООО «Управдом-Ульяновск 3» не заключен договор на проведение специальной оценки условий труда с аккредитованными организациями;

Пункт 4. Программа вводного инструктажа ООО «Управдом-Ульяновск 3» не соответствует требованиям п.7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда», в ней отсутствуют сведения о нормах  выдачи средств индивидуальной защиты, сроках их носки и порядке выдачи;

Пункт 5. В нарушение п.п.9, 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 №290н, работники ООО «Управдом-Ульяновск 3» не ознакомлены с нормами выдачи средств индивидуальной защиты, не заведены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты работникам установленного образца;

Пункт 6. В нарушение ст.213 Трудового кодекса РФ, не организовано проведение предварительных (при приеме на работу) медицинских осмотров работников;

Пункт 7. В нарушение п.1.4.3 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 №6, не проведено обучение и проверка знаний ответственного за электрохозяйство предприятия  генерального директора ООО «Управдом-Ульяновск 3» Постнова В.О.;

Пункт 8. В нарушение п.1.4.4 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 №6, в ООО «Управдом-Ульяновск 3» не проведен инструктаж неэлекротехнологического персонала предприятия с записью в журнале установленной формы, не присвоена первая группа по электробезопасности неэлектротехнологическому персоналу.

Признавая генерального директора ООО «Управдом-Ульяновск 3» Постнова В.О. виновным в нарушении норм трудового законодательства, должностное лицо административного органа, а в дальнейшем, при рассмотрении жалобы, судья районного суда правильно установили, что им допущены нарушения, содержащиеся в пунктах 1-3 постановления о назначении административного наказания от 19.12.2014 №***, согласно которым в трудовых договорах с работниками не указаны сведения о режиме рабочего времени и времени отдыха работников, часть работников получала заработную плату ниже минимального размера оплаты труда, установленного региональным соглашением и, на предприятии, вопреки ст.ст.4, 17 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не обеспечено проведение внеплановой специальной оценки условий труда.

Постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда в данной части являются законными и обоснованными, при этом не оспаривались Постновым В.О.

Вместе с тем, нахожу обоснованной жалобу в части вмененных Постнову В.О.  нарушений, содержащихся в пунктах с 4 по 8 постановления о назначении административного наказания № *** от 19.12.2014.

Так, пунктом 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 №2797, установлено, что вводный инструктаж по безопасности труда должен содержать сведения о нормах  выдачи средств индивидуальной защиты, сроках их носки и порядке выдачи.

В соответствии с п.9, 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ, а при проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с нормами выдачи средств индивидуальной защиты работникам установленного образца.

Однако, исходя содержания данных положений в их нормативном единстве со статьей 221 Трудового кодекса РФ, прихожу к выводу, что данные нормы распространяются на те предприятия, где работники заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, поскольку именно на данных работах работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Материалами же настоящего дела установлено, что ООО «Управдом - Ульяновск 3» не относится к предприятию какой-либо из вышеуказанных категорий, соответственно, нарушения, вмененные Постнову В.О. в пунктах 4-5 постановления административного органа, подлежат исключению. 

В соответствии со ст.213 Трудового кодекса РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

При вышеуказанных обстоятельствах, согласно которым ООО «Управдом - Ульяновск 3» не осуществляет работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работы, связанные с движением транспорта, за нарушение, вмененное директору Общества в п.6 постановления, в соответствии с которым на предприятии не организовано проведение предварительных (при приеме на работу) медицинских осмотров, должностное лицо привлечено к административной ответственности необоснованно. 

Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, в соответствии с п.1.1.2 которых установлено, что данные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.

Согласно данным Правилам, электроустановка - это совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.

При таких обстоятельствах, нарушения п.1.4.3 и 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, вмененные Постнову В.О. в пунктах 7 и 8 постановления, также подлежат исключению из объема обвинения должностного лица, поскольку указанные Правила не распространяются на ООО «Управдом - Ульяновск 3», не являющегося предприятием - владельцем электроустановок напряжением выше 1000 В.

С учетом исключения из обвинения части вмененных Постнову В.О. нарушений, назначенное в административное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 2 000  рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 19.12.2014 № *** и решение судьи  Ленинского районного суда города Ульяновска от 12.03.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, исключив вмененные генеральному директору общества с ограниченной ответственностью «Управдом - Ульяновск 3» Постнову В*** О*** нарушения, содержащиеся в пунктах с 4 по 8 постановления, а именно:

нарушение п.7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»;

нарушение п.п.9, 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 №290н;

нарушение ст.213 Трудового кодекса РФ;

нарушение п.1.4.3, п.1.4.4 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 №6,

а также снизить размер назначенного административного штрафа до 2 000 (двух тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 19.12.2014 №*** и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 12.03.2015 оставить без изменения.

 

Судья                                                                           Д.А.Логинов