Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность
Документ от 30.04.2015, опубликован на сайте 08.05.2015 под номером 51688, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пулькина Н.А.                                                             Дело № 33-1441/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     30 апреля 2015 г.                                                                              

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.

судей    Трифоновой Т.П.  и  Нефёдова О.Н.,

при секретаре  Берхеевой Г.И.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Джандигова С*** Б*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 января 2015г.,  по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Джандигова С*** Б*** к администрации г. Димитровграда о признании    незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, отмене постановления, понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации города Димитровграда Шулимовой О.В., просившей оставить без изменения решение суда первой инстанции, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Джандигов С.Б. обратился в суд с иском к администрации г.Димитровграда о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, отмене постановления, понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

Иск мотивирован тем, что 05.09.2014 он обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 110 000 кв.м, расположенного юго-западнее ул.М***, западнее пр. Д***, пролегающего вдоль садовых участков, для устройства лесопитомника. На заседании рабочей группы при администрации города по рассмотрению вопросов выбора земельных участков, расположенных на территории г. Димитровграда, было принято решение о выделении земельного участка площадью 92 820 кв.м, расположенного южнее земельного участка по пр. Л***, ***. Постановлением главы администрации от 15.10.2014 № 3212 утверждена схема расположения указанного земельного участка. Впоследствии земельный участок был поставлен на кадастровый учет.

28.11.2014 он уведомил комитет по управлению имуществом г.Димитровграда о постановке спорного участка (кадастровый номер ***)  на кадастровый учет и выразил просьбу заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка. 11.12.2014 им было получено письмо № *** от 10.12.2014 о том, что предоставление в собственность данного земельного участка не представляется возможным, поскольку администрацией г.Димитровграда осуществлено резервирование участка сроком до 01.11.2015 в целях  размещения на нем объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения муниципального значения на основании постановления главы администрации г. Димитровграда от 28.11.2014 № 3716.

С решением администрации истец не согласен, поскольку оно противоречит нормам действующего законодательства. Так, вопреки ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, для резервирования участка отсутствуют документы территориального планирования, решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов строительства, государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

Кроме того, постановление администрации г.Димитровграда от 28.11.2014 № 3716, подлежащее официальному опубликованию, в период с 28.11.2014 по 12.12.2014, то есть на момент отказа в предоставлении ему участка в собственность, опубликовано не было, следовательно, в законную силу не вступило.

Резервирование земельных участков для муниципальных нужд города осуществляется в исключительных случаях. В настоящее время для размещения объектов, указанных в постановлении о резервировании, уже выделены земельные участки, которые граничат с испрашиваемым участком.

Считает, что решение администрации г.Димитровграда об отказе в предоставлении ему земельного участка в собственность противоречит положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим Джандигов С.Б. просил признать незаконным отказ администрации г.Димитровграда от 10.12.2014 № *** в заключении с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***; признать постановление администрации г.Димитровграда от 28.11.2014 № 3716 «О резервировании земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного южнее земельного участка по пр. Л***,***» не вступившим в законную силу и отменить его; обязать администрацию г.Димитровграда заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Джандигов С.Б. не соглашается с решением суда, поскольку оно принято без полного выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права, имело место несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Постановление администрации г.Димитровграда от 28.11.2014 №3716 было принято с грубым нарушением закона. Согласно п. 3 Положения о резервировании  земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № 561, решение о резервировании принимается в соответствии с документацией по планировке территорий, документом территориального планирования, государственными программами геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденными в установленном порядке. Ни один из вышеперечисленных документов суду предоставлен не был и судом не исследовался.

Администрацией г.Димитровграда при направлении оспариваемого постановления в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» для регистрации ограничений на земельный участок, были нарушены требования Постановления Правительства РФ от 03.02.2014 №71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронном форме», а именно: не представлена схема резервируемых земель (письмо Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 22.01.2015 №164).

Более того, в ст. 70.1 ЗК РФ для государственных и муниципальных нужд предусмотрено резервирование земель, а постановление издано с целью резервирования земельного участка.

Суду не представлено документов, подтверждающих возникновение муниципальной собственности на спорный участок.

Решение о резервировании земельного участка принято позже, чем он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для устройства лесопитомника, что свидетельствует о незаконности принятого решения.

Суд не принял во внимание, что согласно ст. 9-11 Правил землепользования и застройки г.Димитровграда от 27.07.2011 №53/682, резервирование земельных участков для муниципальных нужд г.Димитровграда, для размещения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения осуществляется  в исключительных случаях, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. При рассмотрении дела им были представлены кадастровые паспорта иных земельных участков, подтверждающие факт ранее произведенного резервирования, предназначенного для размещения объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, которые граничат с испрашиваемым участком.

Решение о резервировании земельного участка в противоречие с п.7 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, не было опубликовано в средствах массовой информации субъекта, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. При этом надлежащим опубликованием следует считать размещение данного постановления в газете «Муниципальный вестник Заволжья», а не только в сети интернет. Данный вывод следует из самого постановления администрации г.Димитровграда от 28.11.2014 № 3716, в котором указано, что оно подлежит опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте администрации г.Димитровграда. Сообщение о предстоящем резервировании для муниципальных нужд земельного участка вместе с информацией о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель было опубликовано в газете только 22.12.2014, то есть после обращения его в суд.

В судебное заседание Джандигов С.Б. не явился. О дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В удовлетворении ходатайства Джандигова С.Б. об отложении судебного заседания в связи с нахождением его представителя на стационарном лечении отказано, поскольку документального подтверждения указанному факту не предоставлено. Кроме того, ранее судебное заседание уже откладывалось по ходатайству заявителя в связи с занятостью его представителя в рассмотрении дела арбитражным судом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 05.09.2014 Джандигов С.Б. обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 110 000 кв.м для устройства лесопитомника. Испрашиваемый земельный участок расположен юго-западнее ул. М***, западнее пр. Д*** и пролегает вдоль садовых участков.

24.09.2014 рабочей группой при администрации г.Димитровграда по рассмотрению вопросов выбора земельных участков, расположенных на территории г.Димитровграда, был согласован выбор земельного участка площадью 92 820 кв.м, южнее земельного участка по пр.Л***, *** для лесопитомника. При этом в протоколе заседания рабочей группы указано на возможное установление сервитута для публичных нужд: для прохода или проезда через участок.

Постановлением администрации г.Димитровграда от 15.10.2014 № 3219 образован земельный участок площадью 92 820 кв.м, южнее земельного участка по пр. Л***, ***, в территориальной зоне Р-2 (зона городских лесов) с разрешенным использованием: лесопитомник; утверждена схема расположения земельного участка.

10.11.2014 администрацией г.Димитровграда вынесено постановление №3500 «О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд». В состав участков включен спорный участок площадью 92 820 кв.м, расположенный южнее земельного участка по пр. Л***, ***.

27.11.2014 составлен кадастровый паспорт земельного участка южнее земельного участка по пр. Л***, *** с присвоением участку  кадастрового номера ***; номер внесен в государственный кадастр недвижимости 27.11.2014.

28.11.2014 администрацией г.Димитровграда вынесено постановление №3716 «О резервировании земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного южнее земельного участка по пр. Л***, ***», которым осуществлено резервирование участка для муниципальных нужд в целях размещения объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения муниципального значения, сроком до 01.11.2015; ограничено право на земельный участок на возведение зданий, строений, сооружений; предоставление земельного участка в собственность.

28.11.2014 Джандигов С.Б. обратился в комитет по управлению имуществом г. Димитровграда с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 92 820 кв.м, расположенного южнее земельного участка по пр. Л***, ***, уведомив комитет о постановке земельного участка на кадастровый учет.

10.12.2014 в адрес Джандигова С.Б. администрацией г.Димитровграда направлено сообщение, из которого следует, что в предоставлении ему испрашиваемого участка в собственность для устройства лесопитомника отказано в связи с его резервированием.

Оспаривая  постановление администрации г.Димитровграда от 28.11.2014 № 3716 «О резервировании земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного южнее земельного участка по пр. Л***,***», Джандигов С.Б. указывал на то, что оно принято с нарушением действующего законодательства.

Статьей 70.1 ЗК РФ (п.п.1 и 2) предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. (п. 4 ст. 70.1 ЗК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: а) документация по планировке территории; б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

В данном случае решение о резервировании спорного земельного участка было принято с соблюдением требований действующего законодательства.

Решение о резервировании  земельного участка было принято на основании генерального плана МО «город Димитровград», а также Правил землепользования и застройки города Димитровграда (в состав которых входит и Карта градостроительного зонирования), утвержденных решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области  от 27 июля 2011 г. N53/682. Кроме того, принятию решения о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд предшествовало обсуждение проекта внесения изменений в генеральный план города Димитровграда.

Так, 10.11.2014 в Администрации города Димитровграда состоялось совещание по обсуждению проекта внесения изменений в Генеральный план города Димитровграда; вопросов формирования земельных участков для строительства школ, детских садов, ФОКов; вопроса резервирования земельных участков для муниципальных нужд (для строительства объектов соцкультбыта, школ, жилых домов), в том числе для жилищного строительства в целях дальнейшего развития микрорайона 1А по ул. М*** и строительства жилья для льготной категории граждан (территория, расположенная за ул. М*** (юго-западнее существующего ГСК «З*** ***»), в актуализированной редакции Генерального плана муниципального образования «Город Димитровград» отнесена к территориям жилой застройки). По результатам заседания принято решение разработать проект постановления Администрации города «О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд» в отношении земельных участков, планируемых для строительства школ, детских садов и жилых домов; обеспечить проведение работ по формированию земельных участков, подлежащих последующему резервированию, и осуществить работы по резервированию сформированных участков.

Постановлением Главы Администрации города от 10.11.2014 №3500
«О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд» комитету по градостроительной деятельности поручено подготовить проект постановления Администрации города о присвоении номеров земельным участкам на основании сведений государственного кадастра недвижимости, свободных от прав третьих лиц, выявленных при проведении инвентаризации согласно приложению; комитету по управлению имуществом города – обеспечить проведение работ по формированию земельных участков, подлежащих последующему резервированию для муниципальных нужд согласно приложению (в срок до 02.02.2015), и осуществить работы по резервированию для муниципальных нужд сформированных земельных участков согласно приложению (в срок до 03.03.2015).

В соответствии с приложением в перечень свободных земельных участков, подлежащих последующему резервированию для муниципальных нужд, включен испрашиваемый Джандиговым С.Б. земельный участок площадью 92820 кв.м, распложенный южнее земельного участка по пр. Л***,***.  

Решением Городской Думы города Димитровграда от 25.02.2015 №22/269 утверждены изменения в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области, согласно которым земельный участок, испрашиваемый Джандиговым С.Б. под лесопитомник, входит в зону жилой застройки (ранее была зона городских лесов).

Тот факт, что постановление администрации г.Димитровграда № 3716 от 28.11.2014 «О резервировании земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного южнее земельного участка по пр. Л***,***» было направлено Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области без приложения соответствующей схемы резервируемого земельного участка (что предусмотрено Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561), не свидетельствует о незаконности самого постановления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент отказа в предоставлении  Джандигову С.Б. в собственность земельного участка, расположенного южнее земельного участка по пр. Л***,***, постановление о резервировании указанного участка для муниципальных нужд не вступило в законную силу, поскольку не было опубликовано в газете «Муниципальный вестник Заволжья», являются несостоятельными. Действующее законодательство (Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561) предусматривает необходимость публикации решений о резервировании земель в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. К таким средствам массовой информации относится, в том числе, и официальный сайт администрации города Димитровграда в сети Интернет dimitrovgradpress.ru, предназначенный для официального опубликования муниципальных правовых актов администрации г.Димитровграда.

Доводы заявителя о незаконности постановления, поскольку оно было принято позже, чем он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для устройства лесопитомника, являются несостоятельными.

Изначально Джандигов С.Б. обратился в администрацию г.Димитровграда 05.08.2014 с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для устройство лесопитомника. В заявлении от 28.11.2014 Джандигов С.Б. уже просил администрацию г.Димитровграда заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка. Вместе с тем действующее законодательство  (ст. 27 ЗК РФ) содержит запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.  Таким образом, до 28.11.2014 (то есть до принятия решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд) Джандигов С.Б. не обращался с просьбой о предоставлении указанного земельного участка в собственность.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 января 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Джандигова С*** Б*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи: