Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения
Документ от 21.04.2015, опубликован на сайте 30.04.2015 под номером 51626, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Горбунова И.Г.                                                                       Дело № 33- 1682/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   21 апреля  2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 февраля 2015 года,  по  которому постановлено:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах  Лосевой (Муратовой) О*** В*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Лосевой (Муратовой) О*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Сенгилее Ульяновской области.

Обязать  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Лосеву (Муратову) О*** В***  специализированным благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Сенгилее Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований к органу опеки и попечительства отдела образования МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области, действуя в интересах Лосевой (Муратовой) О.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, органу опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Лосева (Муратова) О.В., ***1994 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Лосевой (Муратовой) О.В. - мать Муратова С.С. заочным решением Сенгилеевского районного суда от ***.2007 года лишена родительских прав. Отец Муратов В.А. заочным решением Чердаклинского районного суда от ***.2010  лишен родительских прав. Лосева (Муратова) О.В. была  выявлена как ребенок-сирота в г. Сенгилее Ульяновской области, откуда была направлена в госучреждение. Постановлением Главы администрации МО «Сенгилеевский район» № *** от 19.09.2011 года Муратова О.В. поставлена на учет  в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. закрепленное за ней жилье по ул. К*** в г. Сенгилее было признано находящимся в аварийном состоянии и не пригодным для проживания. Согласно справке ОГБОУ СПО С*** в р.п. С*** Муратова О.В. обучается в указанном учреждении с 22.10.2013 года, до этого являлась воспитанницей ОГОУ П*** В настоящее время Муратова О.В. проживает и зарегистрирована по адресу: р.п. С*** в общежитии образовательного учреждения. Собственником объектов недвижимости Лосева (Муратова) О.В.  не является. Истица в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые согласно законодательству подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области  включена ***2013 года, однако до сегодняшнего дня жилое  помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, органа опеки и попечительства Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по своевременному обеспечению Лосевой (Муратовой) О.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Сенгилее Ульяновской области,  обязать  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, орган опеки и попечительства Отдела образования администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области обеспечить Лосеву (Муратову) О.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Сенгилее Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

В возражении на апелляционную жалобу прокуратура Сенгилеевского района Ульяновской области просит жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Лосева (Муратова) О.В.  относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся   без попечения родителей, т.к. ее родители мать Муратова С.С. заочным решением Сенгилеевского районного суда от ***.2007 года лишена родительских прав, отец Муратов В.А. заочным решением Чердаклинского районного суда от ***.2010 лишен родительских прав.

***2008 Муратова С.С. умерла. Распоряжением Главы  администрации МО «Сенгилеевский район»  № *** от *** 2007 года  Муратову О.В.  поместили в ГУСО «С*** в р.п. К*** на три месяца в целях социальной реабилитации,  за ней была закреплена жилая площадь по адресу: Ульяновская область, г. С***

Постановлением Главы администрации  МО «Сенгилеевский район»  № *** от ***2013 года внесены изменения в указанное распоряжение, пункт 2 о закреплении жилой площади признали утратившим силу.

***.2013 Муратова О.В. обратилась к Министру образования Ульяновской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми  помещениями, как не имеющую закрепленного жилого помещения. Просила предоставить жилое помещение в г. Сенгилей по месту первичного выявления

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ***.2013 года № *** она включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми  помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей  не предоставлено.

Согласно справке ОГБОУ СПО *** в р.п. С*** Муратова О.В. обучается в указанном учреждении.

В настоящее время Муратова О.В. проживает и зарегистрирована по адресу: р.п. С*** в общежитии образовательного учреждения.

Из свидетельства о заключении брака усматривается, что Муратова О.В. и Лосев П.С. заключили брак ***.2014 года, жене присвоена фамилия Лосева.

В ОГУП БТИ отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество гр. Муратовой О.В. Также по сведениям   Управления  Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Муратовой О.В. по состоянию на 23.07.2014 года принадлежит жилой дом и земельный участок  по ул. *** в г. Сенгилей Ульяновской области (доля в праве 1/3).

Постановлением Главы администрации МО «Сенгилеевский район» №*** от ***.2011 года Муратова О.В. поставлена на учет  в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. закрепленное за ней жилье в г. Сенгилей по ул. Космодемьянской,1 признано находящимся в аварийном состоянии и не пригодным для проживания, что усматривается из Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания от ***2011 года.

Поскольку жилое помещение Лосевой (Муратовой) О.В. не предоставлено, прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение  Лосевой (Муратовой) О.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки на очередь.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: