Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 21.04.2015, опубликован на сайте 24.04.2015 под номером 51455, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                                   Дело № 33-1592/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  21 апреля 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 05 февраля 2015 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Сурского района в интересах Параджанишвили С*** Г*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Параджанишвили С*** Г***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признать незаконным.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Параджанишвили С*** Г***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в г. Б*** Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Параджанишвили С.Г. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации МО «Сурский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить истицу по договору найма специализированным жилым помещением. В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой  проверкой установлено, что Параджанишвили С.Г., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать истицы  решением  суда  лишена родительских прав. В настоящее время Параджанишвили С.Г. проживает и зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Г***, ул.Я***, д. ***  в жилом помещении, принадлежащем К*** Т.К. Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Параджанишвили С.Г. собственником объектов недвижимости на территории Ульяновской области не является. Жилое помещение по адресу: С*** район, с. Г***, ул. Я***, д.***, в котором проживает Параджанишвили С.Г., признано непригодным для проживания.  Параджанишвили С.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,  включена  02 апреля 2013 года, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению Параджанишвили С.Г.  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Параджанишвили С.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Параджанишвили С.Г. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в г.Б*** Ульяновской области. Истица не обеспечена жилым помещением по причине отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. Обращает внимание, что в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Б*** Ульяновской области, заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов. В течение 2015 года будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Оснований для первоочередного обеспечения Параджанишвили С.Г. жилым помещением не имеется, поскольку в Список детей-сирот включено более 1000 человек, которые также наделены таким правом. 

В возражениях на жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Параджанишвили С.Г., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Сурского районного суда Ульяновской области от 04 апреля 1995 года мать истицы – К*** Т.К. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе истицы.

Отец истицы – Параджанишвили Г.В. умер ***.

Жилое помещение, где в настоящее время проживает Параджанишвили С.Г., по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Г***, ул. Я***, д. ***, признано непригодным для проживания. 

Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Параджанишвили С.Г. собственником объектов недвижимости не является. Нанимателем жилых помещений по договору социального найма, а равно членом семьи нанимателя Параджанишвили С.Г. также не выступает.

11 февраля 2013 года Параджанишвили С.Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Параджанишвили С.Г. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, действующего в интересах Параджанишвили С.Г., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 05 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи