УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мартышев
П.В. Дело № 33- 1343/2015
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
07 апреля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Фоминой В.А.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 января 2015 года, по которому
постановлено:
Исковые требования прокурора
Сурского района Ульяновской области в интересах Сорокина Н*** А*** к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области по своевременному обеспечению Сорокина Н*** А***, ***.1995 года рождения, специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения, расположенном в р.п. Сурское Сурского
района Ульяновской области.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Сорокина Н*** А***, ***1995 года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
расположенном в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области.
Заслушав
доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Сорокина Н.А., возражавшего против доводов жалобы, заключение
прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Сурского района Ульяновской
области, действуя в интересах Сорокина Н.А., обратился в суд с иском к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и
попечительства МКУ «Управление образования администрации МО «Сурский район» о
признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в
ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Сорокин Н. А., ***1995
года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Постановлением главы
администрации МО «Сурский район» от 21.05.2012 №*** Сорокин Н.А., включен в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из
их числа, поставленных на учет в целях обеспечения жилыми помещениями на
территории МО «Сурский район».
В настоящее время Сорокин Н.А.
проживает в жилом помещении, принадлежащем бабушке Сорокина Н.А.. Согласно
справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским
областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической
инвентаризации», Сорокин Н.А. собственником объектов недвижимости не является.
Сорокин Н.А., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области, включен 11.07.2013, однако до сегодняшнего
дня жилое помещение ему не предоставлено.
С учетом уточненных исковых требований, просил суд признать
незаконными бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению
Сорокина Н*** А***, ***1995 года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п.
Сурское Сурского района Ульяновской области, обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Сорокина Н*** А***, ***1995 года рождения
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п.
Сурское Сурского района Ульяновской области
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.
Кроме того, считает, что предоставление истцу
первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других
детей-сирот, включенных в данный Список.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Сурского
района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного
надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Сорокин Н. А., ***1995
года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Постановлением и.о. главы
администрации МО «Сурский район» *** от 02.04.2012г. установлено попечительство
по договору о приемной семье над несовершеннолетним Сорокиным Н.А., его
опекуном назначена бабушка Сорокина Л.Е..
Из постановления администрации
МО «Сурский район» Ульяновской области №*** от 21.05.2012г., приложения №1 к
нему, следует, что Сорокин Н.А. поставлен на учет и включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа,
поставленных на учет в целях обеспечения жилыми помещениями на территории
муниципального образования «Сурский район».
Согласно уведомлению Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области №*** от 26.01.2015г. информация о зарегистрированных правах
собственности Сорокиной Е.Н. на объекты недвижимого имущества, в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним
отсутствует.
Из сообщения руководителя ТП
УФМС России по Ульяновской области в Сурском районе, справки формы 1П
усматривается, что Сорокина Е.Н. зарегистрирована по адресу: Ульяновская
область, Сурский район, с. Б***, ул. В***
Из выписки из ЕГРП *** от
26.01.2015г. следует, что жилой дом по адресу: Ульяновская область, Сурский
район, с. Б*** ул. В*** принадлежит Маркеловым А.В. и Д.Н., Сорокину Н.В.
11.07.2013г. Сорокин Н.А. включен в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, с правом на предоставление жилого помещения в р.п. Сурское Сурского
района Ульяновской области, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Сорокин
Н.А., не обеспечен жилым помещением. При
этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сурского района
Ульяновской области, действующего в интересах Сорокина Н.А. подлежат
удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным
доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции
Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда
по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона
о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или
отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27
января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи