Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о восстановлении статуса вынужденных переселенцев
Документ от 31.03.2015, опубликован на сайте 07.04.2015 под номером 51048, 2-я гражданская, о восстановлении статуса вынужденного переселенца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                    Дело № 33-1126/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          31 марта 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 декабря 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Пардалиевой И*** Ш***, Цалко В***-Н*** Х***, Сайфуллина-Пардалиева С*** Х*** удовлетворить частично.

Восстановить срок на подачу заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Пардалиевой И*** Ш***, Цалко В***-Н*** Х***, С*** С*** Х***.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области рассмотреть заявление от 28.10.2014 Пардалиевой И*** Ш***, Цалко В***-Н*** Х***, Сайфуллина-Пардалиева С*** Х*** о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по существу.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Пардалиевой И.Ш., Цалко В.-Н.Х., Сайфуллина-Пардалиева С.Х. и их представителя Пономарева В.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Пардалиева И.Ш., Цалко В.-Н.Х., Сайфуллин-Пардалиев С.Х. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Ульяновской области (УФМС России по Ульяновской области) о восстановлении статуса вынужденных переселенцев.

Требования мотивировали тем, что 21.09.2014 в связи со смертью родственника и необходимостью отъезда за пределы г. Ульяновска в установленный срок не обратились с заявлением о продлении статуса вынужденных переселенцев. Данный статус они приобрели в 1998 году. Ранее сроки обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца не нарушали. За время отсутствия статус переселенцев без предупреждения с них был снят.

Полагая данные действия незаконными, истцы просили обязать ответчика восстановить их статус как вынужденных переселенцев.

 

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе УФМС России по Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на статьи 1, 5, 9 Федерального закона «О вынужденных переселенцах», обращает внимание, что статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается по истечении пятилетнего срока, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача им соответствующего заявления. Таким образом, заявление о продлении статуса вынужденного переселенца должно быть подано в пределах срока действия этого статуса. В противном случае лицо утрачивает статус вынужденного переселенца.

Согласно Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденному приказом ФМС России от 29.06.2012 №218, срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен в случае пропуска срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у лица уважительных причин несвоевременного обращения.

В этой связи УФМС России по Ульяновской области обращает внимание, что действовало в рамках требований приведенных нормативных правовых актов, положения которых судом не были применены.

В жалобе также указывается на отсутствие в решении основания для восстановления истцам срока и отсутствие выводов о наличии уважительности причин пропуска срока для обращения гражданина с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца у истцов истекал 05.10.2014. Смерть их родственника С*** Ш.И., наступившая 21.09.2014, не может считаться уважительной причиной, поскольку с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца истцы обратились только 28.10.2014. Если истцы не имели возможности самостоятельно подать заявления, они могли совершить данные действия через представителя, что допускается Административным регламентом.

 

Пардалиева И.Ш., Цалко В.-Н.Х. и Сайфуллин-Пардалиев С.Х. в возражениях на жалобу просили оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя УФМС России по Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

Статьей 1 Закона РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» установлено, что вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно п. 4 ст. 5 указанного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Закона РФ от 19.02.1993 №4530-1 лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов ФМС России, а также порядок взаимодействия территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия определяются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденным приказом ФМС России от 29.06.2012 №218.

Пунктами 48, 49 Административного регламента предусмотрено, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока действия статуса.

Согласно пункту 22 Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:

при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца;

в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пардалиева И.Ш., Цалко В.-Н.Х., Сайфуллин-Пардалиев С.Х. в 1998 году были признаны вынужденными переселенцами. Срок действия статуса вынужденного переселенца им неоднократно продлевался, последний раз – до 05.10.2014.

Заявления о продлении статуса вынужденного переселенца названными лицами были поданы в уполномоченный орган 28.10.2014, при это в качестве причины пропуска срока они сослались на смерть их близкого родственника С*** Ш.И., проживавшего в Николаевском районе Ульяновской области.

Решением комиссии УФМС России по Ульяновской области от 15.10.2014 на основании п.п. 16, 17 Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по принятию решения о лишении статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев, а также в случаях утраты статуса вынужденного переселенца, утвержденного приказом ФМС России от 13.05.2013 № 235, Пардалиева И.Ш., Цалко В.-Н.Х. и Сайфуллин-Пардалиев С.Х. были сняты с учета как вынужденные переселенцы по истечению срока действия статуса вынужденного переселенца и в связи с отсутствием заявления о продлении срока действия этого статуса.

Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, с учетом конкретных обстоятельств дела обоснованно пришел к выводу о наличии у заявителей уважительных причин пропуска срока обращения с заявлениями о продлении статуса вынужденного переселенца, обязав УФМС России по Ульяновской области рассмотреть соответствующие заявления.

Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.

В силу указанных в статье 1 Закона РФ от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» обстоятельств вынужденный переселенец нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого названный Закон РФ, определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1, 4, 5, 6, 7 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.

Как указывалось выше, статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на пять лет, однако при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Следовательно, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

В этой связи сам по себе факт пропуска срока действия статуса вынужденного переселенца не должен решающим образом влиять на наступление для заявителя неблагоприятных последствий, связанных с его утратой. Волеизъявление Пардалиевой И.Ш., Цалко В.-Н.Х. и Сайфуллина-Пардалиева С.Х., как следует из их заявлений от 28.10.2014, было направлено на сохранение статуса вынужденного переселенца.

Каких-либо других обстоятельств, которые свидетельствовали бы о том, что статус вынужденного переселенца Пардалиевой И.Ш., Цалко В.-Н.Х. и Сайфуллина-Пардалиева С.Х. подлежит утрате, в материалах дела не имеется.

В силу изложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что УФМС России по Ульяновской области действовало в рамках требований приведенных нормативных правовых актов, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и основанием к отмене решения явиться не могут.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи