Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироты
Документ от 03.03.2015, опубликован на сайте 13.03.2015 под номером 50597, 2-я гражданская, обязать предоставить жилье, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Трубачева И.Г.                                                                  Дело № 33- 838/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              03 марта 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В.,  Фоминой В.А.

с участием прокурора  Сальникова А.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Спиридоновой Е*** В***, *** г.р., жилым помещением  по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Спиридонову Е*** В*** в р.п. И*** У*** района Ульяновской области жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В исковых требований к Правительству Ульяновской области и МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Спиридоновой Е.В., возражавшей против доводов жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд  иском в интересах Спиридоновой Е*** В*** к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору  найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Ульяновского района проверкой по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Спиридонова Е.В., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Спиридоновой Е.В. - С***. и отец - С*** В.А.,  решением Ульяновского районного суда Ульяновской области ***, лишены родительских прав в отношении дочери. Опекуном Спиридоновой Е.В. согласно распоряжению Главы Ульяновского района Ульяновской области № *** от 29.05.2003 была назначена С***. Этим же распоряжением за истицей  была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: Ульяновская область, У*** район, р.п.И***, ул.Н***, д.***, кв.***, которая принадлежала ее опекуну, в связи с чем в данной части указанное распоряжение 18.08.2011 было отменено.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ***2013 Спиридонова Е.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Согласно справке, предоставленной Ульяновским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Спиридонова Е.В. не имеет в собственности жилых помещений. Согласно справке, представленной Ульяновским ОГУП «Бюро технической инвентаризации», Спиридонова Е.В. собственником объектов недвижимости также не является. Однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области, МУ «Управление образования» МО «Ульяновский район» по своевременному обеспечению Спиридоновой Е.В., *** г.р., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Спиридонову Е.В., *** г.р., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. И*** У*** района Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы  указано, что право Спиридоновой Е.В. на обеспечение специализированным жилым помещением в соответствии с Законом Ульяновской области № 53-ЗО от 06.05.2006 «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» согласно очередности, исходя из даты постановки ее на учет, не оспаривается, однако жилое помещение ей не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области необходимых жилых помещений. В настоящее время предпринимаются меры (объявлен аукцион) для обеспечения очередников данной категории необходимым жильем.

Также автор жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. Указывает, что в настоящее время в список детей-сирот включено более 1000 человек, которые наравне со Спиридоновой Е.В. имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истице жилого помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, МУ «Управление образования МО «Ульяновский район», Правительства Ульяновской области, представителя третьего лица Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Спиридонова Е.В., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истицы: мать – С***. и отец – С***., решением Ульяновского районного суда Ульяновской области *** лишены в отношении нее родительских прав.

Распоряжением Главы Ульяновского района Ульяновской области № *** от 29.05.2003  опекуном Спиридоновой Е.В. была назначена  С***

Указанным распоряжением  за истицей была закреплена жилая площадь по адресу Ульяновская область У*** район р.п. И*** ул.Н*** д.*** кв.***. Собственниками данной квартиры являются:  опекун истицы – С*** С***.,  С***

Постановлением  № *** от 18.08.2011 вышеназванное распоряжение в части закрепления за истицей жилого помещения по адресу Ульяновская область У*** район р.п. И*** ул.Н*** д.*** кв.*** отменено.

В настоящее время по указанному адресу  зарегистрированы: С***., С***., Спиридонова Е.В.

В 2014 году истица окончила п***.

По сведениям УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области Спиридонова Е.В. жилых помещений в собственности не имеет.

***.2003 Спиридонова Е.В. как оставшаяся без попечения родителей была поставлена на первичный учет  в МУ «Управление образования» Ульяновского района Ульяновской области.

Решением от ***.2013  Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при органе опеки и попечительства Ульяновской области истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Спиридонова Е.В. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ульяновского  района Ульяновской области, действующего в интересах Спиридоновой Е.В.  подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: