Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании брака недействительным
Документ от 03.03.2015, опубликован на сайте 10.03.2015 под номером 50568, 2-я гражданская, о признании брака недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                          Дело № 33 – 820/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  03 марта 2015 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Набиева Ш*** А***, Решетовой Е*** В*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 03 декабря 2014 года, которым постановлено:

 

Признать брак зарегистрированный 15 мая 2012 года между гражданином Республики Узбекистан Набиевым Ш*** А***, *** года рождения и  гражданкой России Решетовой Е*** В***, *** года рождения (актовая запись № ***) недействительным, со дня его заключения.

Взыскать с Набиева Ш*** А*** и Решетовой Е*** В*** государственную пошлину в доход местного бюджета по ***(***) руб. с каждого. 

В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным, направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Набиеву Ш.А., Решетовой Е.В. о признании брака недействительным.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что 15 мая 2012 года между гражданином Республики Узбекистан Набиевым Ш*** А***, *** года рождения, и  гражданкой России Решетовой Е*** В***, *** года рождения, был заключен брак. Решением УФМС России по Ульяновской области от 22.08.2014 гражданину Республики Узбекистан Набиеву Ш.А. был выдан вид на жительство в РФ сроком до 22.08.2019. Между тем,             Набиев Ш.А. и Решетова Е.В. с момента заключения брака и до настоящего времени совместно не проживают, общих детей не имеют, совместного хозяйства не ведут. Согласно объяснениям Решетовой Е.В., они с Набиевым Ш.А. зарегистрировали брак без намерения создать семью, совместно они не проживали, так как у нее имеется гражданский супруг – Л*** М.А., с которым она проживает на протяжении четырех лет в р.п.Л*** Барышского района совместно со своей матерью – Р*** Н.А. и ребенком. Изложенное свидетельствует о том, что брак между Решетовой Е.В. и Набиевым Ш.А. был заключен без намерения создать семью.

Прокурор просил суд признать брак, зарегистрированный 15 мая 2012 года отделом ЗАГС администрации МО «Барышский район» между гражданином Республики Узбекистан Набиевым Ш*** А*** и гражданкой России Решетовой Е*** В***, недействительным.

Рассмотрев исковое заявление по существу, суд постановил вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Набиев Ш.А. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что брак между ним и Решетовой Е.В. был зарегистрирован с целью создания семьи. Они совместно проживали на съемной квартире около 3-4 месяцев, вели совместное хозяйство. Отношения между ними не сложились по причине болезни Решетовой Е.В. Суд необоснованно признал показания П***, Г***, Б*** недостоверными. Кроме того, отмечает, что не намерен получать гражданство РФ, он и без регистрации брака с гражданкой РФ мог получить регистрацию на временное проживание по квоте. Ссылается на пропуск срока исковой давности при подаче искового заявления.

В апелляционной жалобе Решетова Е.В. также выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В жалобе ссылается на то, что брак зарегистрировала с целью создания семьи. Они совместно с Набиевым проживали в съемной квартире, которую снимали у П***, вели общее хозяйство. Со своей матерью она Набиева Ш.А. не знакомила, так как она настаивала на продолжении отношений с Л***. Ссылается на пропуск срока исковой давности.

В возражениях на апелляционные жалобы Набиева Ш.А., Решетовой Е.В. прокурор Барышского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции Набиев Ш.А., Решетова Е.В., представители Отдела ЗАГС администрации МО «Барышский район» Ульяновской области, Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия с учетом положений ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, проверив соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии со ст. 27 СК РФ брак признается недействительным при нарушении условий, установленных ст.ст. 12-14 и п. 3 ст. 15 СК РФ, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Брак может быть признан фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, фактически не создали семью, то есть между ними не возникли подлинные семейные отношения, в частности, взаимная забота друг о друге, взаимная материальная поддержка, приобретение имущества для совместного проживания, иные характерные для супругов взаимоотношения.        

Таким образом, фиктивным признается брак, заключенный без намерения создать семью, согласие на заключение фиктивного брака не выражает подлинной воли сторон. Стороны преследуют цель заключения брака только для формы, без намерения фактически установить семейные отношения и целью регистрации такого брака является получение каких-либо прав и преимуществ, вытекающих непосредственно из самого факта регистрации брака.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 28 СК РФ требовать признания брака недействительным вправе прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака.

Как следует из материалов дела, 15 мая 2012 года отделом ЗАГС администрации МО «Барышский район» Ульяновской области был зарегистрирован брак между гражданином Республики Узбекистан Набиевым Ш*** А***, *** года рождения, и  гражданкой России Решетовой Е*** В***, *** года рождения.

07.08.2012 Набиев Ш.А. обратился в УФМС России по Ульяновской области о выдаче разрешения на временное проживание без учета квоты, представив при этом  свидетельство о браке с гражданкой России.  

25.09.2012 Набиеву Ш.А. было выдано разрешение на временное проживание № *** до 25.09.2015. 

На основании решения УФМС России по Ульяновской области от 22.08.2014      № *** гражданину Республики Узбекистан Набиеву Ш.А. был выдан вид на жительство в РФ сроком до 22.08.2019.     

Согласно объяснениям Решетовой Е.В., данным ею 08.10.2014 в ходе прокурорской проверки, она проживает в р.п.Л*** Барышского района совместно с матерью – Р*** Н.А., сожителем – Л*** М.А. и дочерью, *** года рождения. С сожителем проживает в фактических брачных отношениях совместно в течение 4-х лет, ведет с ним совместное хозяйство. Она осуществляет торговлю  на рынках, в том числе и в г.Б***, где и познакомилась с Набиевым Ш.А. В марте 2012 года Набиев Ш.А. предложил ей вступить в фиктивный брак с целью получения гражданства РФ.   Она согласилась. При этом никаких супружеских отношений ни до заключения брака, ни после между ними не было. Вместе с Набиевым Ш.А. они не жили, совместного хозяйства не вели, в это время она сожительствовала с Л*** М.А.

Согласно объяснениям Л*** М.А., данным им 08.10.2014 в ходе прокурорской проверки, в течение 4-х лет он проживает с гражданской женой – Решетовой Е.В., ее дочерью и ее матерью.  Летом 2012 года  Решетова Е.В. сообщила ему, что ее знакомый из Республики Узбекистан попросил заключить с ним фиктивный брак с целью получения им гражданства РФ. Она согласилась, и  в мае 2012 года такой брак был заключен. В указанный период он проживал совместно с                Решетовой Е.В. С иностранцем она никогда не жила.

Суд первой инстанции, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, в том числе, пояснениям сторон и показаниям свидетелей, установив, что Набиев Ш.А. и Решетова Е.В. с момента заключения брака и до для вынесения решения совместно не проживали, общих детей не имеют, совместного хозяйства не вели и не ведут, пришел к обоснованному выводу о фиктивности заключенного ответчиками брака.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается.

Утверждение Набиева Ш.А. о том, что он имел возможность получения регистрации на временное проживание по квоте и без регистрации брака с гражданкой РФ и не намерен получать гражданство РФ, судебной коллегией отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела.

Напротив, его действия свидетельствуют об обратном: 07.08.2012, то есть через 2 месяца после заключения брака с Решетовой Е.В., последовало его обращение в УФМС России по Ульяновской области о выдаче разрешения на временное проживание без учета квоты. При этом, как основание для получения разрешения, Набиев Ш.А. ссылался на факт регистрации  брака с гражданкой России, предоставил свидетельство об этом. Данное обращение послужило основанием для выдачи 25.09.2012 Набиеву Ш.А. разрешения на временное проживание №*** до 25.09.2015. 

Доводы жалобы о неправильной оценке судом доказательств (в том числе показаний свидетелей П*** В.Я., Г*** О.В., Б*** Г.В.) не могут быть признаны состоятельными, поскольку всем представленным лицами, участвующими в деле, доказательствам, судом дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не нашла.

Как верно указано городским судом, бесспорных доказательство того, что ответчики вели общее хозяйство, имели  единый общий бюджет, приобретали имущество для совместного пользования, производили совместные покупки для семейной жизни, и, в конечном счете, имели цель создать семью, суду представлено не было.

Ссылки в жалобах на неправильное применение судом норм материального права относительно пропуска истцом срока для признания оспоримой сделки недействительной, также основательными не являются, поскольку, вопреки мнению ответчиков исчисление годичного срока произведено судом верно – с даты проведения прокурорской проверки, а не с даты заключения брака.

С учетом изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционным жалоб не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 03 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Набиева Ш*** А***, Решетовой Е*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи