Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ
Документ от 26.02.2015, опубликован на сайте 10.03.2015 под номером 50548, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 12.34, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Кузнецов И.В.                                                       Дело № 7-48/2015

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        26 февраля 2015 г.

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе директора областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобина С*** М*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 декабря 2014 года, которым суд постановил:

 

Жалобу областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на постановление *** по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 18.11.2014, вынесенное государственным инспектором дорожного надзора отделения ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Заббаровым Д.М., которым областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» было привлечено к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб., оставить без удовлетворения, постановление *** по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 18.11.2014, вынесенное государственным инспектором дорожного надзора отделения ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Заббаровым Д.М., без изменения.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Заббарова Д.М. №*** от 18.11.2014 областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

В соответствии с представленными материалами, 10.10.2014 в 10 часов 00 минут установлено, что ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги «Чердаклы – Новый Белый Яр – Вислая Дубрава», а именно с 0 км по 3 км Чердаклинского района Ульяновской области отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.2.1 (сплошная линия) «Край проезжей части», 1.5 «Разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы», что предусмотрено проектом организации дорожного движения. 

Не согласившись с данным постановлением, директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобин С.М. обжаловал его в Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

Рассмотрев жалобу по существу, судья Чердаклинского районного суда Ульяновской области постановил указанное выше решение.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Холтобин С.М. не соглашается с постановлением и вынесенным по жалобе решением, просит их отменить.

В обоснование жалобы указывает, что основными целями деятельности учреждения является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области в пределах, выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств. Однако недостаток финансирования приводит к сокращению цикличности и объёмов работ, ведет к дефициту средств дорожного фонда на ремонт и содержание дорог Ульяновской области. Автодороги являются государственной собственностью Ульяновской области и закреплены за ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на праве оперативного управления.

ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» предприняло все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения в части содержания автодорог, заключив государственный контракт с ООО «С***» от 10.01.2012 №*** на содержание автомобильных дорог. В целях обеспечения безопасности дорожного движения 29.01.2014 также заключен государственный контракт №*** на выполнение работ по обустройству автомобильных дорог. В рамках данного контракта обязательства по нанесению горизонтальной дорожной разметки на общую сеть автодорог в 2014 году практически исполнены. За 2014 год на указанной автодороге ООО «С***» выполнена установка дорожных знаков, ремонт ям и другие работы, всего на сумму 1 818 202 руб. На 2015 год запланировано выделение бюджетных средств на нанесение горизонтальной дорожной разметки на указанную автодорогу в соответствии с проектом организации дорожного движения от 2012 года.

Также отмечает, что установленный судом штраф в размере 300 000 руб. не соразмерен последствиям нарушения обязательства по содержанию автодороги. Ходатайствует о снижении размера штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 12.34 КоАП РФ, с учётом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Лялину О.Ю., просившую снизить размер назначенного административного штрафа, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.

В силу п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

Согласно п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более.

В соответствии с п.4.2. ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221 (далее – ГОСТ Р 50597-93) движение транспортных средств, их расположение на проезжей части в соответствии с Правилами дорожного движения определяется, в том числе, дорожной разметкой.

Согласно п.4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

Как следует из п.4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.

Согласно Уставу Ульяновской области ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является некоммерческой организацией, созданной для исполнения государственных функций и (или) оказания государственных услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов).

В Уставе Департамента отражено, что основными целями деятельности Департамента является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них за счет и в пределах выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств (п.2.3.2 Устава) и обеспечение сохранности автодорог, содействие обеспечению развития и улучшения их технического состояния (п.2.3.3 Устава).

Департамент автодорог осуществляет следующие виды деятельности: выполняет функции государственного заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог, финансируемых за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области (дорожного фонда Ульяновской области) (п.2.4.1 Устава); осуществляет дорожную деятельность в отношении автодорог (п.2.4.2 Устава); технический надзор за состоянием автодорог и обеспечение сохранности автодорог, включая обследование, диагностику, испытания и паспортизацию, и приемку выполненных работ, а также финансирование заключенных государственных контрактов; осуществление лабораторных испытаний дорожно-строительных материалов и грунтов при производстве подрядчиками дорожных работ.

Департамент осуществляет функции получателя средств областного бюджета Ульяновской области (Дорожного фонда области), направляемых на цели строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и развития дорожной инфраструктуры автодорог области в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств (п.2.4.3 Устава).

Таким образом, именно ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является уполномоченным органом Ульяновской области, отвечающим за содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

10.10.2014 в 10 часов 00 минут государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинским» Заббаровым Д.М. в ходе обследования дорожной сети выявлены недостатки содержания автомобильной дороги на участке автодороги Чердаклы – Новый Белый Яр – Вислая Дубрава с 0 км по 3 км Чердаклинского района Ульяновской области в виде отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.2.1 (сплошная линия) «Край проезжей части», 1.5 «Разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы».

Как следует из материалов дела, автомобильная дорога «Чердаклы – Новый Белый Яр – Вислая Дубрава» относится к категории дорог межмуниципального значения.

Таким образом, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» не выполнена установленная законодательством обязанность по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.

В связи с установленными в ходе проверки фактами нарушений требований законодательства о содержании дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», 07.11.2014 государственным инспектором дорожного надзора отделения ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Заббаровым Д.М. в отношении данного государственного учреждения был составлен протокол об административном правонарушении №***. 

Вина ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в совершении вмененного ему правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.10.2014, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 10.10.2014, Уставом ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», протоколом об административном правонарушении №*** от 07.11.2014 и другими собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Обоснованность привлечения ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к административной ответственности по ст.12.34 КоАП  РФ сомнений не вызывает.

Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.

Факт заключения контракта с ООО «С***» на содержание автомобильных дорог не освобождает ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» от возложенных действующим законодательством обязанностей, в том числе от обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог межмуниципального значения.

Кроме того, как следует из пояснений защитника, данных в ходе рассмотрения жалобы, в перечень работ предусмотренных указанным контрактом на данной автодороге, работы по нанесению дорожной разметки не входят.

Государственным контрактом, заключенным ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с ООО «У***», нанесение дорожной разметки на автодороге Чердаклы – Новый Белый Яр – Вислая Дубрава также не предусмотрено.

Доводы жалобы о недостаточном бюджетном финансировании не являются основанием, исключающим административную ответственность по ст.12.34 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В соответствии с ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

С 11.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым ст.4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2.

Как установлено ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ст.12.34 КоАП РФ, до 150 000 рублей.

С учетом изложенного, постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Заббарова Д.М. от 18.11.2014 о привлечении областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26.12.2014 подлежат изменению в части снижения размера назначенного административного наказания.  

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Заббарова Д.М. от 18 ноября 2014 года о привлечении областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к административной ответственности по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 декабря 2014 года изменить в части назначенного наказания, снизить размер назначенного административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора дорожного надзора отделения ОГИБДД МО МВД России «Чердаклинский» Заббарова Д.М. от 18 ноября 2014 года и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 декабря 2014 оставить без изменения.

 

Судья                                                                                  Д.А. Логинов