Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении жилья ребенку-сироте
Документ от 17.02.2015, опубликован на сайте 24.02.2015 под номером 50363, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Подгорнова О.С.                                                               Дело № 33- 749/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              17 февраля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Аюговой А*** И*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Аюговой А*** И*** к администрации города Ульяновска, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации муниципального образования «Цильнинский район», Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области о возложении обязанности обеспечения специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Аюговой А.И., ее представителя Гриценко А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аюгова А.И. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указала, что она  родилась *** года, и относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Отец *** И*** П*** умер *** года, мать ***лавдия!% И*** умерла *** года.

Решением Новоалгашинского сельского совета народных депутатов Цильнинского района Ульяновской области от *** 1989 года опекуном истицы был назначен брат А*** А*** И***. На период опеки с 20 августа 1991 года по 09 декабря 1991 года истица была зарегистрирована по месту жительства брата в Ц*** районе с. А***, затем уехала в г.Ульяновск.

С 26 августа 1993 года истица состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с заключением трудового договора на период исполнения трудовых обязанностей в ОАО «У***» в период с 06 сентября 1993 года по 06 апреля 1993 года ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: г.Ульяновск, ул.В***, ***. По данному адресу после расторжения трудового договора истица не проживает и соответственно прав пользования указанным жилым помещением не имеет. Иного жилого помещения  ни в собственности, ни по договору социального найма у истицы не  имеется.

Аюгова А.И. просила обязать ответчиков обеспечить ее, относящуюся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрация муниципального образования «Цильнинский район», Министерство здравоохранения, социального развития Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Аюгова А.И. не соглашаясь  с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, вынести новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Так, суд при вынесении решения не учел тот факт, что истица с 1993 года признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и состоит в очереди на получение жилья в администрации города Ульяновска, что подтверждается предоставленной справкой. При этом автор жалобы полагает необоснованным вывод суда о том, что по  достижении истицей возраста 40 лет  прекращаются обязательства государства  по предоставлению  ей жилого помещения как лицу, являющемуся ребенком-сиротой. Поясняет, что до настоящего времени данное обязательство не исполнено. Кроме того, отмечает, что предоставление комнаты в общежитии носило временный характер, а именно только до окончания трудового договора с ОАО «У***».

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков администрации города Ульяновска, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Аюгова А.И., *** года рождения, являлась ребенком-сиротой. Отец истицы - А*** И*** П*** умер *** года, мать - А*** К*** И*** умерла *** года.

Решением Новоалгашинского сельского совета народных депутатов Цильнинского района Ульяновской области от *** 1989 года опекуном истицы был назначен брат А*** А*** И***. Истица была зарегистрирована и проживала в доме своих родителей в с.С***, Ц*** района, Ульяновской области, вместе с опекуном Аюговым А.И., однако жилое помещение за ней не закреплялось.

В настоящее время в доме *** по ул.М*** в д.С*** Ц*** района Ульяновской области зарегистрирован и проживает А***. и его семья. Дом двухкомнатный, общая площадь 42 кв.м, аварийным не признавался, состояние дома хорошее.

Аюгова А.И. в период с 06.09.1993 по 06.04.1995 работала  в Ульяновском производственном объединении «У***». В связи с трудовыми отношениями ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу г. Ульяновск ул.В*** д.***, где она с 1995 года не проживает, однако зарегистрирована до настоящего времени.   

26.08.1993  администрацией Ленинского района города Ульяновска Аюгова А.И. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Уведомлением Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 24 июня 2014 года Аюговой А.И. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Обращаясь с настоящим иском, истица просила обязать ответчиков обеспечить ее жилым помещением  именно как ребенка-сироту, указывая на то. что она еще в 1993 году была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена в общегородскую очередь.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно  руководствовался  положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из того, что  положения  данного Федерального закона устанавливают обязанность государства обеспечить жилыми помещениями во внеочередном порядке только лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

Данный вывод суда является  обоснованным.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено предоставление жилья во внеочередном порядке по договорам специализированного найма.  

Согласно ст.1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом,  в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, и лица из их числа, должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения  возраста 23 лет.  По достижении  этого возраста указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996  меры социальной поддержки, так как они утрачивают  одно из установленных законодателем условий получения  такой социальной поддержки. 

Истица на момент обращения с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области вне очереди достигла возраста 40 лет.  По достижении 23-летнего возраста  ею утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно право на социальную поддержку от государства в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеет.

Довод апелляционной жалобы о том, что истица еще в 1993 году  признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и поставлена в общегородскую очередь, однако до настоящего времени  жилье ей не предоставлено, соответственно за ней сохраняется  право на предоставление жилого помещения не зависимо от того, что она до достижения  23-летнего возраста не обращалась в установленном законом порядке с  заявлением о  постановке на  учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением как ребенка-сироту, основан на ином толковании норм действующего законодательства.

Так,  в силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося  к числу лиц, перечисленных в названном законе, сохраняется только в  том случае, если до достижения возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Таким лицом истица, как  следует из материалов дела, признана не была.

Таким образом, само по себе признание истицы в 1993 году нуждающейся в обеспечении жилым помещением на общих основаниях и постановка ее в общегородскую очередь, не является основанием для обеспечения истицы жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 во внеочередном порядке.

В остальной части доводы апелляционной  жалобы  основаны на ином толковании  закона и сводятся к иной оценке доказательств, соответственно основанием   к отмене решения суда не являются.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аюговой А*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: