Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 10.02.2015, опубликован на сайте 16.02.2015 под номером 50217, 2-я гражданская, об обспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                                       Дело № 33- 526/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              10 февраля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Казаковой М.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 октября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Аникиной Ю*** А*** удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Аникину Ю*** А*** специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города ***. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Аникиной Ю.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аникина Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указала, что относится к категории детей-сирот. Ее одинокая мать решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от *** 2009 года была лишена родительских прав. После этого попечителем являлась сестра - Н*** Н.А. До 2002 года совместно с матерью она проживала в квартире *** дома *** по проспекту У*** в г. Ульяновске, которая была продана. После продажи жилья они переехали в с.О***, где проживали без регистрации до 2009 года. Жилье в собственность не приобретали. *** 2010 года ее мать умерла. 31 января 2011 года на основании постановления Главы администрации МО «Чердаклинский район» она была поставлена на учет в целях обеспечения жилым помещением. 02 апреля 2013 года включена в Список детей-сирот с правом на предоставление жилого помещения в МО «Город ***». В ноябре 2013 года обратилась к ответчику по вопросу предоставления жилого помещения. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, проживает временно в арендованной квартире. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением; обязать ответчика предоставить специализированное жилое помещение в МО «город Ульяновск».

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Аникина Ю.А. включена в Список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения в МО «город Ульяновск», не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Аникина Ю.А., *** *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от *** 2009 года мать истицы – А*** Г.А., была лишена родительских прав.

*** 2010 года мать истицы умерла.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» от 17 февраля 2009 года № *** над несовершеннолетней Аникиной Ю.А. было установлено попечительство. Вопрос о закреплении за несовершеннолетней жилого помещения решен не был ввиду отсутствия жилья у матери.

На основании постановления главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» от 31 января 2011 года *** Аникина Ю.А. была поставлена на учет в целях обеспечения жилым помещением как несовершеннолетняя из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В период с 21 июля 2009 года по 02 сентября 2012 года истица была зарегистрирована по месту пребывания по адресу места жительства своего попечителя; в период с 16 апреля 2014 года по 30 июня 2014 года – по адресу: г.Ульяновск, проспект У***. На период обучения в ОГБОУ СПО «У*** ***» с 29 марта 2013 года по 31 декабря 2013 года проживала в общежитии данного учебного заведения.

С 01 сентября 2014 года истица является студенткой 4 курса ОГБОУ СПО «У*** ***», обучается на бюджетной основе, находится на полном государственном обеспечении.

02 апреля 2013 года истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. До настоящего времени жилое помещение Аникиной Ю.А. не предоставлено.

Согласно справкам, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Аникина Ю.А. собственником объектов недвижимости не является.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Аникина Ю.А. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования Аникиной Ю.А. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи