Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании решения межведомственной комиссии незаконным
Документ от 27.01.2015, опубликован на сайте 11.02.2015 под номером 50027, 2-я гражданская, о признании решения межведемственной комиссии незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                            Дело № 33-267/2015                                                          

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    27 января 2015 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Пузакиной К.К.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 сентября 2014 года с учетом определения этого же суда от 08 декабря 2014 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Аркадьевой А*** А***, Егоровой В*** И***, Черновой Н*** А*** Сайгановой В*** Н*** к Администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года №***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Сайгановой В.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, прокурора Сальникова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Аркадьевой А*** А***, Егоровой В*** И***, Черновой Н*** А***, Сайгановой В*** Н*** обратился в суд с иском к Администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года №***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что специалистом Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области 09.10.2013 проведено обследование многоквартирного жилого дома № *** по ул. О*** в г. Ульяновске, по итогам которого акт обследования жилого дома *** 09.10.2013 направлен в администрацию г. Ульяновска для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Между тем, по результатам рассмотрения заключения Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о непригодности для проживания жилых помещений дома № *** по ул. О*** в г.Ульяновске межведомственной комиссией 15.11.2013 принято не предусмотренное п. 47 Положения решение о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.

При этом в соответствии с п.п. 3, 4, 6, 7 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697, а также п. 45 (2) Положения межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать вышеуказанные документы из органов государственной власти и жилищного фонда.

Просил суд признать заключение межведомственной комиссии от 15.11.2013 №*** незаконным; обязать администрацию г. Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома № *** по ул. О*** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района города Ульяновска  не соглашается с решением суда, просит его отменить  и принять новое решение, ссылаясь при этом на доводы аналогичные доводам искового заявления.

Аркадьева А.А., Егорова В.И., Чернова Н.А., представитель администрации г.Ульяновска, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцы проживают в жилом доме № *** по ул.О*** в г.Ульяновске,  квартиры в данном доме находятся в собственности жильцов.

09.10.2013 Главная  государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области направила в адрес главы администрации г. Ульяновска для рассмотрения межведомственной комиссией заключение о признания жилого помещения по адресу г.Ульяновск ул.О*** дом № *** возможно непригодным и копию акта обследования дома.

15.11.2013 межведомственная комиссия администрации,  не рассматривая вопрос о признании дома аварийным по существу, предложила  собственникам помещений дома представить документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения  жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Полагая данные требования незаконными, прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд в интересах граждан, проживающих в доме № *** по ул.О*** в г. Ульяновске, с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что межведомственная комиссия не могла вынести заключение о признании многоквартирного дома аварийным без документов, предусмотренных п. 45 вышеуказанного Положения, в частности заключения специализированной организации, проводившей обследование дома.

Данный вывод судебная коллегия находит неправильным по следующим основаниям.  

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.

Более того, пунктом 45 (2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 08.09.2010 № 697.

В ходе судебного разбирательства администрацией города Ульяновска ни приведено никаких доводов, свидетельствующих о невозможности получения документов в электронной форме.

С учетом того, что в решении не приведен конкретный перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о признании дома, где проживают истцы аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, судебная коллегия не усматривает препятствий для получения ответчиком документов путем межведомственного электронного взаимодействия.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае заявителем выступал орган государственного надзора, в связи с чем межведомственная комиссия имела возможность запросить в компетентных органах необходимые документы в отношении дома № *** по ул. О*** в г. Ульяновске и принять решение по существу обращения.

В связи с изложенным, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии со ст.330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Аркадьевой А.А., Егоровой В.И., Черновой Н.А., Сайгановой В.Н. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года №***, о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 октября 2014 года с учетом определения этого же суда от 08 декабря 2014 года об исправлении  описки отменить.

Принять новое решение.

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах Аркадьевой А*** А***, Егоровой В*** И***, Черновой Н*** А***, Сайгановой В*** Н*** удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 15 ноября 2013 года № *** об обязании предоставления документов собственниками помещений.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение месяца после вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос в отношении многоквартирного жилого дома № *** по ул. О*** в г.Ульяновске, и принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и  подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

 

Председательствующий

 

Судьи: