Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья ребенку-сироте
Документ от 03.02.2015, опубликован на сайте 11.02.2015 под номером 50009, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Пулькина Н.А.                                                                Дело № 33- 372/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              03 февраля 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В.,  Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 ноября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   прокурора   г.   Димитровграда   в   интересах  Котовой С*** М*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Котову С*** М*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта   Ульяновской   области   обеспечить Котову С*** М***      жилым      помещением      по      договору найма специализированного   жилого   помещения   в   муниципальном   образовании   «город Димитровград» Ульяновской области.

Исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах Котовой С*** М*** к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства управления образования администрации г. Димитровграда  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.., пояснения прокурора  Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд  иском в интересах Котовой С*** М*** к Министерству строительства,  жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г.Димитровграда о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой города Димитровграда проверкой по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Котова С.М., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одинокая мать К*** Ф*** М*** решением Димитровградского городского суда  Ульяновской области  от ***.2009 лишена родительских прав.

На основании приказа директора Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования Ульяновской области от 15.06.2009 № *** «Об устройстве несовершеннолетней Котовой С.М. в о*********» Котова С.М. до своего совершеннолетия воспитывалась в О***». Пунктом 2 данного приказа Котова С.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение вне очереди жилой площадью.

В период с 01.09.2009 по 30.06.2013 Котова С.М. обучалась в О***».

В настоящее время Котова С.М. вынуждена проживать без регистрации в съемном жилом помещении в г. Д***, ул. З***, ***; в собственности жилья не имеет.

Котова С.М.  включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, 24.05.2013, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил признать незаконным  бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области и отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда по своевременному обеспечению Котовой С.М. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Димитровграда; обязать  Министерство  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области и отдел опеки и попечительства управления образования администрации г.Димитровграда  обеспечить Котову С.М. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Димитровграда.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.  Котова С.М. включена в списки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения в городе Димитровграде Ульяновской области, что ответчиком не оспаривается. Однако истица не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. Также автор жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. В настоящее время в Список детей-сирот включено более 1000 человек, которые наравне с истицей имеют право на  предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истице помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

Дело рассмотрено в отсутствии  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Котова  С.М., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одинокая мать  истицы – К*** решением Димитровградского городского суда Ульяновской области  от ***.2009 была лишена в отношении  дочери  Котовой С.М.  родительских прав. 

На основании приказа директора Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования Ульяновской области от 15.06.2009 № *** «Об устройстве несовершеннолетней Котовой С.М. в о*** Котова С.М. до своего совершеннолетия воспитывалась в О*** Пунктом 2 данного приказа Котова С.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение вне очереди жилой площадью.

В период с 01.09.2009 по 30.06.2013 Котова С.М. обучалась в О***».

В настоящее время Котова С.М. проживает по договору  коммерческого найма  в жилом помещении в г. Д***, ул. З***, *** без регистрации; в собственности жилья не имеет.

15.05.2009 Котова С.М. поставлена на первичный регистрационный учет в отделе опеки и попечительства Управления образования Администрации города Димитровграда   

Решением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области истица Котова С.М.  24 мая  2013 года включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, с правом на предоставление жилого помещения в г. Димитровграде Ульяновской области.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Котова С.М. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора  города Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Котовой С.М.,  подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: