Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания на территории России
Документ от 22.01.2015, опубликован на сайте 05.02.2015 под номером 49976, 2-я гражданская, об отмене распоряжения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                                     Дело № 33-75/2015

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                              22 января 2015  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е., Буделеева В.Г.,

при секретаре Бешановой  Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ризазаде Р*** Н*** оглы на решение Ленинского  районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2014 года, по которому постановлено:

В удовлетворении заявления  Ризазаде Р*** Н*** оглы об отмене распоряжения Министерства юстиции России «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» отказать.

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е.,  объяснения Ризазаде Р.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области Пименовой О.В., Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области Емелина Д.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ризазаде Р.Н. обратился в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства юстиции России от 13 ноября 2013 года №***  «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».

В обоснование заявления указал, что родился *** году в Т*** районе Республики Азербайджан, в 1996 году вместе с родителями приехал на постоянное место жительства в Россию, где проживал в Н*** районе Ульяновской области, р.п.К***, ул. В***, д.***  До 9 класса обучался в К*** средней общеобразовательной школе, затем продолжил обучение в Профессиональном училище № *** р.п.Н*** по специальности «***», проходил военную службу по призыву в Российской Федерации с 21 декабря 2010 года по 28 декабря 2011 года. В Н*** районе проживают его родственники: мать, три брата и сестра, при этом мать и два брата являются гражданами Российской Федерации. Его отец, который проживал с ними, умер ***.

В настоящее время он отбывает наказание в местах лишения свободы, срок наказания истекает 18 ноября 2014 года. В период отбывания наказания была проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии у него гражданства Российской Федерации, по результатам которой в признании гражданином Российской Федерации ему отказано.

В отношении него было вынесено оспариваемое распоряжение, согласно которому он обязан покинуть территорию России, с чем не согласен. Все его родственники проживают в Н*** районе Ульяновской области, места для проживания за пределами Российской Федерации он не имеет.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФМС России по Ульяновской области.

Рассмотрев требование по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ризазаде Р.Н., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об  удовлетворении его требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно указывает на то, что судом не принято во внимание прохождение им военной службы по призыву в Российской Федерации и наличие у него военного билета рядового запаса Вооруженных Сил РФ, что его родственники являются гражданами Российской Федерации и имеют постоянное место жительства в Н*** районе Ульяновской области, помогать ему материально за пределами России они не смогут. Судом не учтено отсутствие у него гражданства другого государства, возможные проблемы с трудоустройством за пределами России.

В возражениях на апелляционную жалобу  Управление Министерства юстиции  РФ по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Ризазаде Р*** Н*** оглы,  возражения Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Ризазаде Р.Н., уроженец Азербайджанской Республики, является лицом без гражданства. Приговором Новоспасского районного суда Ульяновской области от 19 сентября 2012 года, вступившим в законную силу, он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных *** УК РФ и ему на основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения назначенных наказаний, назначено окончательно наказание в виде ***.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 13 ноября 2013 года №***  пребывание (проживание) в Российской Федерации Ризазаде Р*** Н*** оглы было признано нежелательным сроком до 18 ноября 2020 года и на него  возложена обязанность покинуть территорию Российской Федерации.

Ризазаде Р.Н. предъявил в суд требование об отмене указанного распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу ст. ст. 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, защите в судебном порядке подлежит нарушенное право гражданина; действия (бездействие) может быть признано незаконным в случае, если таким действием (бездействием) нарушаются права и интересы лица, обратившегося за защитой своих прав.

В соответствии с частью 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 ст. 55 Конституции РФ).

Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с которым распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) уполномочено принимать, в том числе Министерство юстиции РФ.

Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1313.

В силу подпунктов 1, 3 ст. 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, а также в случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о нежелательности пребывания Ризазаде Р.Н. принято полномочным органом, в рамках его компетенции, с учетом законодательства Российской Федерации.

Факт осуждения за преступление, которое подпадает под категорию тяжких, суд определил как достаточный для признания того, что пребывание (проживание) Ризазаде Р.Н. в Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан России, и для вынесения в отношении него распоряжения о мере государственного принуждения.

Несмотря на правильное применение судом первой инстанции норм российского законодательства, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции с позиции общепризнанных принципов и норм международного права, Европейской конвенции по правам человека и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда по правам человека.

Основываясь на общепризнанных принципах Европейской конвенции,  судебная коллегия полагает, что пребывание Ризазаде Р.Н. в Российской Федерации не может повлиять на обороноспособность или безопасность государства, либо общественный порядок в том смысле, как это предусмотрено Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Оценивая реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан России, пребыванием Ризазаде Р.Н. на территории Российской Федерации, судебная коллегия, находит вышеуказанный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим мотивам.

Материалами дела установлено, что Ризазаде Р.Н., *** года рождения, уроженец Т*** района Республики Азербайджан, является лицом без гражданства, прибыл  из Республики Азербайджан на территорию Российской Федерации в 1996 году со своей семьей: матерью  Р*** Л.В., отцом Р*** Н.М. и тремя братьями. На территории Российской Федерации семья стала проживать в с.К*** Н*** района Ульяновской области. Согласно справке формы № 8 все члены семьи (заявитель, его мать, три брата и сестра)  с 5 октября 2001 года зарегистрированы по ул. В***, д.*** в р.п.К***.

Ризазаде Р.Н. в период с 14 сентября 1999 года по  20 июня 2008 года обучался в муниципальном образовательном учреждении «К*** средняя общеобразовательная школа», получил неполное среднее образование.  В период с 1 сентября 2008 года по 22 декабря 2010 года продолжил обучение в ОГБОУ НПО Профессиональное училище № *** в р.п.Н*** Ульяновской области по профессии «***».

Ризазаде Р.Н., как лицу, постоянно проживающему на территории России,  24 декабря 2010 года был выдан военный билет ***. В период с 28 декабря 2010 года по 28 декабря 2011 года он проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Таким образом, заявитель прибыл в Россию с семьей на постоянное место жительства в малолетнем возрасте в 1996 году;  более 17 лет проживает на территории Российской Федерации,  за пределы России  с 1996 года не выезжал;  его близкие родственники – три родных брата и сестра проживают в Российской Федерации: в р.п. К*** Н*** района Ульяновской области.

Его мама – Р*** Л*** В***, *** года рождения,  уроженка с. С*** О*** района Якутской АССР, являлась гражданкой Российской Федерации, умерла в *** году. Два его брата Р*** М*** Н***, *** года рождения, и Р*** Р*** Н***, *** года рождения, проживающие в р.п.К*** также документированы паспортами  граждан Российской Федерации.

Выехав с родителями в малолетнем возрасте в 1996 году  из Республики Азербайджан, он туда не возвращался, с Республикой Азербайджан у него отсутствует какая-либо связь:  у него там нет никакого имущества, жилого помещения для проживания,  родственных связей в Республике Азербайджан не имеется, все его близкие родственники проживают в России.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии достаточных оснований для признания пребывания Ризазаде Р.Н. в Российской Федерации нежелательным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 13 ноября 2013 года № ***  о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Ризазаде Р.Н. подлежащим отмене.

Судебная коллегия не может не обратить внимания на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 г. N 3-П, согласно которой непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

Между тем данная правовая позиция должна применяться с учетом положений ст. 8 Европейской конвенции по правам человека.

Так, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 г.) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав и человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней", как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод (п. 5).

Также приведенное  Постановление Пленума Верховного Суда РФ содержит указания о том, что суды должны обращать внимание на то, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, должны соответствовать не только законодательству Российской Федерации, но и общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, включая Конвенцию и Протоколы к ней в толковании Европейского Суда (п. 11)

Суд первой инстанции при рассмотрении данного дела не применил положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав и человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней", а также неправильно определил существенные обстоятельства семейной жизни Ризазаде Р.Н., а именно: его длительное проживание до осуждения одной семьей с отцом, матерью и братьями с сестрой; отсутствие у него документа на право проживания в Российской Федерации в период несовершеннолетнего возраста не может быть вменено именно ему в вину. Как следует из приговора Новоспасского районного суда Ульяновской области Ризазаде Р.Н.  осужден впервые,  признал полностью свою вину, чистосердечно раскаялся, что в свою очередь повлияло на назначенной ему наказание.

Поскольку в соответствии со ст. 27 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации, либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, решение о нежелательности пребывания Ризазаде Р.Н. в Российской Федерации, принятое государственным органом, а также решение суда первой инстанции  влекут разрыв его родственных отношений, в результате чего он теряет связь с самыми близкими родственниками, что прямо противоречит положениям ст. 8 Европейской Конвенции по правам человека. Судебная коллегия считает, что в данном случае не соблюден баланс общественных и частных интересов, нарушается право Ризазаде Р.Н. на проживание со своими родственниками.

Поэтому судебная коллегия при рассмотрении данного дела считает необходимым руководствоваться указаниями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав и человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней" о том, что суды должны обращать внимание на то, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в том числе дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, государственного или муниципального служащего, должны соответствовать не только законодательству Российской Федерации, но и общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, включая Конвенцию и Протоколы к ней в толковании Европейского Суда (п. 11).

В силу изложенного, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда первой инстанции, как постановленное без учета норм международного права и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

По приведенным выше мотивам, судебная коллегия находит апелляционную жалобу Ризазаде Р.Н. подлежащей удовлетворению, а оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 13 ноября 2013 года  №*** о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации подлежащим отмене.

Довод представителя Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области  о пропуске срока на обращение с заявлением об оспаривании указанного распоряжения не может являться основанием для отказа Ризазаде Р.Н. в удовлетворении его требования, поскольку в силу статьи 208  Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требование Ризазаде Р.Н., направленное на защиту его личных неимущественных прав, в том числе и права на пребывание на территории Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 сентября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.

Заявление Ризазаде Р*** Н*** о*** удовлетворить.

Отменить  распоряжение   Министерства  юстиции   Российской   Федерации от 13 ноября 2013 года  №*** «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы».

 

Председательствующий

 

Судьи