Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О праве на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья
Документ от 13.01.2015, опубликован на сайте 30.01.2015 под номером 49687, 2-я гражданская, о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Першина С.В.                                                                Дело № 33- 47/2015 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               13 января 2015 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мартынова А*** Ф*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Мартынова А*** Ф*** к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Мартынова А.Ф., третьего лица Мартыновой Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика  Главного управления МЧС России по Ульяновской области Хаяровой Т.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мартынов А.Ф. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Ульяновской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В обоснование иска указал, что проходит службу в должности з*** имеет специальное звание с***. Общая продолжительность службы на 25.12.2013  составляет 10 лет 09 месяцев 20 дней.

25 декабря 2013  на имя начальника Главного управления МЧС России по Ульяновской области было подано заявление с пакетом документов о принятии истца с составом 2 человека (он, жена) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.

17.03.2014 решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.  Так, 05.12.2012 произведена регистрация прекращения права общей долевой собственности  М***. – супруги истца  Н.В. в размере 50\300 долей на жилое помещение общей площадью 122,75 кв.м., расположенное по адресу: г. Ульяновск, с. Л***, ул. М***, д. ***.  

Мартынов А.Ф. полагает  данное решение комиссии незаконным,  нарушающим его права, поскольку отчуждение его супругой вышеуказанной доли жилого помещения имело место до вступления в силу законодательных актов, предусматривающих возможность  обеспечения жильем сотрудников противопожарной службы путем выплаты им единовременной социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения. 

Просил признать незаконным решение № *** от 17.03.2014  комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членах их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке истца с составом семьи 2 человека  на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения; обязать Главное управление МЧС России по Ульяновской области поставить истца с составом семьи 2 человека (он, жена) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369 с даты первоначальной подачи заявления, т.е. с 25.12.2013.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Мартынова Н*** В***, Мартынова В*** В***, Мартынов Ф*** И***.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Мартынов А.Ф. не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. При этом  указывает, что основания для постановки его на учет возникли лишь после принятия Федерального закона от 30.12.2012  № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. Сделка по отчуждению 50/300 доли жилого дома совершена супругой 05.12.2012, т.е. до вступления в законную силу указанных нормативных актов. Указывает, что Мартынова Н.В. на момент продажи не знала и не могла знать о возможности издания данных нормативных актов, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение намеренных действий члена семьи сотрудника,  в целях ухудшения жилищных условий. Доказательств обратного суду ответчик не представил.

Дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц Мартынова Ф.И., Мартыновой В.В., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Мартынов А.Ф. проходит службу в должности з*** с 16.05.2011 по настоящее время. Выслуга лет по состоянию на 25.12.2013 составляет 10 лет 09 месяцев 20 дней.

25.12.2013 Мартынов А.Ф. обратился с заявлением в ГУ МЧС России по Ульяновской области по вопросу  постановки  на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании Постановления Правительства РФ от 24.04.2013  № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона 30.12.2012 N 283-ФЗ  «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (ред. от 26.03.2014) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ  «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (п.5).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решением комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 17.03.2014 в постановке истца на учет для получения указанной выплаты было отказано в связи с тем, что  супругой истца были совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве  имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение  жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете  в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение  жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего  право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (п.5 ч.8 ст.4  Федерального закона  от 30.12.2012 № 282-ФЗ).

Положениями пункта 12 Правил  также предусмотрено, что сотрудник, который для приобретения права состоять на учете для получения  единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в том числе связанные с вселением в жилое помещение  иных лиц (за исключением вселения супруга, несовершеннолетних детей), обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим его выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, а также связанные с выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, принимается  на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет с даты совершения  указанных действий.

Истец и его супруга зарегистрированы и проживают  в жилом помещении общей площадью 48,04 кв.м. по адресу: гор. Ульяновск, с. П***, д. *** с 2010 года и с 2012 года соответственно. Кроме них там же зарегистрированы и проживают родители истца:  Мартынов Ф.И., являющийся собственником данного дома, Мартынова В.В.  Факт вселения  истца и его супруги в качестве членов семьи собственника сторонами не оспаривается.

Мартыновой Н.В. – супруге истца,  до ноября 2012 года на праве собственности принадлежало 50/300 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 122.75 кв.м., расположенный по адресу: г.Ульяновск, с. Л***, ул. М***, д. ***. Доля Мартыновой Н.В. в площадном выражении  составляла 20,46 кв.м.

23.10.2012  Мартынова Н.В. снялась с регистрационного учета по адресу: г.Ульяновск, с. Л***, ул. М***, д. ***, а 16.11.2012 произвела отчуждение принадлежащих ей 50/300 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по указанному адресу в форме сделки дарения своей матери К***  05.12.2012 право общей долевой собственности Мартыновой Н.В. на данное жилое помещение прекращено.

В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

При суммировании общей площади жилых помещений, в котором в настоящее время проживает семья Мартынова А.Ф. и которое до декабря 2012 года находилось в собственности супруги истца Мартыновой Н.В., на каждого из них приходилось более 15 метров, после совершения указанной сделки – стало приходится чуть более 12 кв.м.

Под ухудшением гражданами жилищных условий признаются действия (обмен, мена, раздел жилой площади, отчуждение и продажа жилой площади), в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы жилой площади.

Поскольку в результате указанной сделки по отчуждению принадлежащей Мартыновой Н.В. доли жилого дома, на истца и его супругу стало приходиться менее учетной нормы жилой площади, суд обоснованно пришел к выводу о том, что произошло намеренное ухудшение  истцом жилищных условий, с учетом вышеприведенных норм закона признал решение Комиссии № *** от 17.03.2014 в части отказа в постановке на учет Мартынова А.Ф. и члена его семьи  для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья законным.   

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия также соглашается и с выводом суда  о том, что  на момент обращения с заявлением о постановке на учет  для получения  единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Мартынов А.Ф. права на получение данной выплаты не имел.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что  отчуждение супругой истца принадлежащей ей доли в жилом помещении было произведено до вступления в силу специальных норм, предусматривающих право истца, как сотрудника противопожарной службы, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, т.е. без намерения ухудшить жилищные условия для получения указанной выплаты, основанием к отмене судебного решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании  закона.

Так, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья  имеют только сотрудники, нуждающиеся в обеспечении жилым помещением.

В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичная норма содержалась и в ч.7 ст. 4 ФЗ № 247-ФЗ от 19.07.2011 (в редакции от 30.11.2011г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», действие которого распространялось на сотрудников и военнослужащих противопожарной службы.

Таким образом, и на момент совершения супругой истца сделки по отчуждению принадлежащих ей в праве общей долевой собственности долей в жилом доме существовала норма, содержащая запрет на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ранее 5 лет со для совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Мартыновым А.Ф. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мартынова А*** Ф***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: