Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обязание муниципалитета устранить нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги
Документ от 13.01.2015, опубликован на сайте 02.02.2015 под номером 49685, 2-я гражданская, об обязании привести всоответствие участки муниципальных дорог, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                               Дело № 33-33/2015 (33-5269/2014)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          13 января 2015 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в непринятии должных мер по устранению выбоин на участке муниципальной дороги в районе домов №№9-27 по улице Школьная в посёлке Пригородный в городе Ульяновске.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в срок до 01.01.2015 устранить выбоины на участке муниципальной дороги в районе домов №№9-27 по улице Школьная в посёлке Пригородный в городе Ульяновске.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска об обязании устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки выявлено несоответствие автомобильной дороги, расположенной по улице Школьной в поселке Пригородный г. Ульяновска, требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Так, на проезжей части имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью, а именно, напротив дома № 9 – выбоина длиной 102 см, шириной 190 см, глубиной 10 см; напротив дома № 15 – выбоина длиной 92 см, шириной 110 см, глубиной 11 см; напротив дома № 17 – выбоина длиной 85 см, шириной 90 см, глубиной 8 см; напротив дома № 19 – выбоина длиной 105 см, шириной 96 см, глубиной 10 см; напротив дома № 21 – выбоина длиной 108 см, шириной 150 см, глубиной 9 см; напротив дома № 25 – выбоина длиной 72 см, шириной 86 см, глубиной 12 см; напротив дома № 27 – выбоина длиной 120 см, шириной 105 см, глубиной 7 см.

Ссылаясь на ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», прокурор просил обязать администрацию города Ульяновска устранить перечисленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги по улице Школьной в пос. Пригородный г.Ульяновска.

 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, муниципальное унитарное предприятие «Ульяновскдорремсервис».

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. По смыслу статьи 210 ГК РФ собственник имущества вправе передать свои полномочия по содержанию имущества специально созданным им предприятиям или учреждениям. Распоряжением комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска № 22 от 05.03.2014 «О доведении муниципальных заданий на выполнение муниципальных работ на 2014 год и плановый период 2015, 2016 годов» с МБУ «Д***» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и выдано муниципальное задание относительно содержания автомобильных дорог и инженерных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск». Факт перечисления денежных средств для выполнения муниципального задания подтверждается соглашением от 11.03.2014 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания и графиком перечисления субсидии. В силу действующего законодательства ответственность за выявленные нарушения содержания проезжей части дороги должна нести указанная подрядная организация. Доказательства того, что с учетом уставных целей и предмета деятельности, а также договорных обязательств, в том числе принятых по муниципальному заданию на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 гг., выполнение работ по устранению выбоин на участке муниципальной дороги по улице Школьной в пос. Пригородный не входит в обязанности МБУ «Д***», отсутствуют.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей администрации города Ульяновска, комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, МУП «Ульяновскдорремсервис», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93) установленные этим стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие дорожной части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью. Пунктом 3.1.2 указанного ГОСТа предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.

Автомобильная дорога по улице Школьной в поселке Пригородный г.Ульяновска является собственностью муниципального образования «город Ульяновск».

Как следует из материалов дела, в ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, организованной прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД России по г. Ульяновску, установлено, что состояние названной автомобильной дороги не соответствует п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, поскольку имеет выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью: напротив дома № 9 – выбоина длиной 102 см, шириной 190 см, глубиной 10 см; напротив дома № 15 – выбоина длиной 92 см, шириной 110 см, глубиной 11 см; напротив дома № 17 – выбоина длиной 85 см, шириной 90 см, глубиной 8 см; напротив дома № 19 – выбоина длиной 105 см, шириной 96 см, глубиной 10 см; напротив дома № 21 – выбоина длиной 108 см, шириной 150 см, глубиной 9 см; напротив дома № 25 – выбоина длиной 72 см, шириной 86 см, глубиной 12 см; напротив дома № 27 – выбоина длиной 120 см, шириной 105 см, глубиной 7 см.

Руководствуясь приведенными правовыми нормами и установив, что ответчик ненадлежащим образом исполняет возложенную на него законом обязанность по содержанию дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил предъявленные прокурором требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком должно являться МБУ «Д***», с которым органом местного самоуправления заключено соглашение о содержании автомобильных дорог, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Действующим законодательством бремя содержания имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, возлагается на собственника.

Как указывалось выше, на основании ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Устава МО «город Ульяновск» в их взаимной связи ответственной за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является администрация города Ульяновска.

Следовательно, обязанность организовать надлежащие состояние муниципальной автомобильной дороги по улице Школьной в пос. Пригородный г.Ульяновска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 подлежит возложению также на администрацию города Ульяновска.

Наличие у собственника договорных отношений с другими лицами по обслуживанию принадлежащего ему на праве собственности имущества не освобождает его от обязанности по надлежащему содержанию этого имущества.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи