Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Требования прокурора в интересах инвалидов удовлетворены
Документ от 09.12.2014, опубликован на сайте 31.12.2014 под номером 49153, 2-я гражданская, о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание отделения почтовой связи, об обязании устранить нарушения требований ГОСТ и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», при входе и внутри здания отделения почтовой связи для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения, с. Старый Атлаш ул. Ленина, д. 77, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хуснетдинов А.Р.                                          Дело № 33 – 4752/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                     09 декабря 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Федоровой Л.Г., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2014 года, которым постановлено:

 

Иск прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к администрации муниципального образования Староатлашское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области и к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих  кресла- коляски и собак- проводников) в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: с. С*** С*** района Ульяновской области по ул. Л***, д. ***, незаконным и обязании устранить  нарушения требований ГОСТа и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при входе в здание администрации для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Староатлашское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области и Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих  кресла-коляски и собак-проводников) в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: с. С*** С*** района Ульяновской области по ул. Л***, д. ***, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Староатлашское сельское поселение Старокулаткинского района Ульяновской области и Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области устранить  нарушения требований ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: с. С*** С*** района Ульяновской области по ул. Л***, д. ***, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов.  

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., объяснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор  Старокулаткинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к Николаевскому почтамту Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в здание отделения почтовой связи (далее – ОПС), расположенного по адресу: с. С*** С*** района Ульяновской области по ул. Л***, д. ***, и возложении  обязанности устранить нарушения требований ГОСТа и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при входе в здание  указанного отделения почтовой связи для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов в  данное здание.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что в здании отделения почтовой связи, расположенного в д. *** по ул. Л***  в с. С*** С*** района Ульяновской области входная группа здания не оборудована пандусом и иным вспомогательными средствами  для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов, а входная дверь почтового отделения имеет высоту порогов и перепадов уровня пола выше допустимой нормы 0,014 м, ширина внешней и внутренней дверей составляют менее предусмотренных 1,2 м.

Учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства существенным образом нарушают права и законные интересы инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ  в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами.

Просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в здание отделения почтовой связи, расположенное по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. С***, ул. Л***, д. ***,  а также  обязать ответчика устранить  нарушения требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и  технические требования» при входе в помещение отделения почтовой связи, расположенного по адресу: с. С*** С*** района Ульяновской области по ул. Л***, д. ***, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов.

 

Определением суда от 12.09.2014 была произведена замена ненадлежащего ответчика Николаевского почтамта УФПС Ульяновской области –филиала ФГУП «Почта России» надлежащим Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» в лице филиала – Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области.

 

Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования «Староатлашское сельское поселение».

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГУП «Почта России» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и прекратить производство по делу. При этом указывает, что судом применен закон, не подлежащий применению, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не учел, что ответчик не является собственником помещений, занимаемых отделением почтовой связи, и, соответственно, без согласия собственника не может распоряжаться этим имуществом. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику Волгоградского областного суда. Пандус является элементом строительной конструкции, его установлению предшествуют комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением состояния и технических характеристик здания, поэтому установление пандуса лежит на собственнике здания. ФГУП «Почта России» осуществляет права арендатора нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, соответственно необходимость проведения работ капитального характера отнесена к компетенции собственника помещения.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ФГУП «Почта России» - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражении на нее.

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. С***, ул. Л***, д. ***, используется под отделение почтовой связи ФГУП «Почта России» и относится к объектам социальной инфраструктуры.

Помещение, используемое отделением почтовой связи с. С***, находящееся по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. С***, ул. Л***, д. *** принадлежит муниципальному образованию Староатлашское сельское поселение на основании распоряжения Старокулаткинского комитета по управлению имуществом от 21.12.2005 № 34 и указано в Перечне имущества Старокулаткинского района, передаваемого в собственность Староатлашского сельского поселения.

Между ФГУП «Почта России» и администрацией МО Староатлашское сельское поселение заключен договор № *** от 26.11.2013 на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом, согласно которому ФГУП «Почта России» получает в безвозмездное пользование недвижимое имущество – помещение общей площадью 25 кв. м, расположенное по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. С***, ул. Л***, д. ***, для размещения отделения почтовой связи.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том,  что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт незаконного и ущемляющего права инвалидов бездействия администрации МО Староатлашское сельское поселение и ФГУП «Почта России» в лице филиала – УФПС Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение отделения почтовой связи, расположенное по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. С***, ул. Л***, д. ***.

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

В соответствии со ст.15 Федерального закона  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Учитывая все названные нормы закона, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

Согласно Своду правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2012 (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605) (далее – Свод правил):

-                    лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами (п. 4.1.14);

-                    в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (МГН),  с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (п. 5.1.1);

-                    наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (п. 5.1.2).

Государственный стандарт ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» (принят Постановлением Госстандарта России от 13.04.1999 № 123 регламентирует требования к стационарным опорным устройствам лестниц и пандусов.

Из акта обследования от 11 марта 2014 года усматривается, что вход в помещение отделения почтовой связи по адресу: С*** район, с. С***, ул. Л***, д. *** на момент обследования не оборудован пандусом, соответствующим СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», облегчающим доступ в ОПС инвалидам. Перепады пола и порогов входных дверей превышают допустимые нормы и составляют 13 см, 3,5 см, 7,5 см, внутри здания 5,5 см и 10 см (при допустимых 0,014 м). Ширина внешней двери 75,5 см, внутренней 86 см и 74 см. (при необходимой ширине 1,2 м).

С учетом вышеизложенного, дав правовую оценку имеющимся доказательствам по делу в их совокупности, суд первой инстанции верно пришел к выводу о несоответствии входа в здание отделения почтовой связи с. С***, расположенного по адресу: с. С***, ул. Л***, д. ***, требованиям Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» СП 59.13330.2012 и ГОСТ Р 51261-99, что является нарушением требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Положения вышеназванных норм права судом  при разрешении спора применены правильно, действия ответчиков правомерно признаны незаконными и возложена обязанность устранить нарушения требований ГОСТ. Соответственно, доводы апелляционной жалобы о применении закона, не подлежащего применению, о том, что  выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судебной коллегией отклоняются.

Доводы, приведенные ФГУП «Почта России» в апелляционной жалобе, о том, что обязанность по оборудованию нежилого объекта недвижимости в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите прав инвалидов должна быть возложена на собственника нежилого помещения, являются несостоятельными, поскольку они прямо противоречат приведенной выше ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ, в силу которой, обязанность по созданию инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возлагается на организации независимо от их организационно-правовых форм.

Правомерность возложения такой обязанности на ФГУП «Почта России»  обусловлена и тем, что данное учреждение в соответствии с главой 2 «Цели и предмет деятельности предприятия» Устава осуществляет предоставление населению услуг почтовой связи.

Ссылка в апелляционной жалобе на  то, что пандус является элементом строительной конструкции, его установлению предшествуют комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением состояния и технических характеристик здания, во внимание судебной коллегией не принимается. Согласно п. 2.4.2 пользователь ФГУП «Почта России» в лице филиала ФГУП «Почта России»  обязан содержать помещение в исправном состоянии и соответствующем санитарном состоянии. 

Установка пандуса не является капитальной перепланировкой или переоборудованием помещения, по сути, это приведение помещения в соответствующее санитарное состояние. Работы, обязанность по проведению которых возложена судом на ответчиков, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания не затрагивают.

Нарушений норм материального и процессуального закона, в том числе принципа правовой определенности, о чем указано ответчиком в жалобе со ссылкой на практику Волгоградского областного суда, судебной коллегией не установлено.

Таким образом, обжалуемое по делу решение судебная коллегия признает законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: