Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 02.12.2014, опубликован на сайте 29.12.2014 под номером 49132, 2-я гражданская, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязывании назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Старостина И.М.                                                               Дело №33-4686/2014                                                           

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               02 декабря 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Куренковой Т*** Г*** на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 сентября 2014 года, по которому постановлено:

Уточнённые исковые требования Куренковой Т*** Г*** удовлетворить частично.

Обязать отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области включить Куренковой Т*** Г*** в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с ***2003 года по ***.2003 год, со ***.2007 года по ***.2007 год.

В остальной части исковые требования Куренковой Т*** Г*** оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Куренкова Т.Г. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Базарносызганском районе Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании назначения досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В обоснование иска указала, что 13 мая 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. При этом указала, что в период с 12.12.1990 до момента обращения проработала в учреждении здравоохранения МУЗ «Базарносызганская ЦРБ» (переименована в ГУЗ «Базарносызганская ЦРБ»), расположенном в сельской местности в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории. Решением *** от 06.06.2014 ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости по мотивам отсутствия трудового стажа. Отказ УПФ РФ считает незаконным.

Просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Куренкова Т.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что период нахождения в отпуске по беременности и родам относится к периодам временной нетрудоспособности, поэтому подлежит включению в специальный стаж. С учетом того, что она в данный период находилась в  должности, дающей право на льготное исчисление стажа, то этот период подлежит исчислению в льготном порядке. Кроме того, судом не дана оценка исковым требованиям о зачете периода работы с ***.2000 по ***.2014 в стаж в льготном порядке как 1 год и 3 месяца.

В отзыве на жалобу УПФ РФ (ГУ) в Базарносызганском районе Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу истицы – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что решением от 06 июня 2014 года *** УПФ России в Базарносызганском районе отказал истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При этом в специальный стаж, признанный равным 22 годам 05 месяцам и 27 дням, не включены периоды работы истицы в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Базарносызганской ЦРБ  с ***2003 по ***.2003, с ***.2007 по ***.2007(периоды нахождения на курсах повышения квалификации). Период с ***.1999 по ***.2014 зачтен в календарном порядке.

Решение суда в части удовлетворения исковых требований предметом апелляционного обжалования не является.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Куренковой Т.Г., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Законодатель в целях определения конкретного круга лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости, в пункте 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрел норму, согласно которой Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В рамках реализации вышеприведенных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В разделе «Наименование должностей» Списка названа должность «фельдшер-лаборант», в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» названы «больницы всех наименований».

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» даны разъяснения о порядке применения судами норм пенсионного законодательства при разрешении споров о назначении пенсий.

В частности, в пункте 11 названного Постановления указано, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона РФ № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 01.11.1999, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Спорные периоды работы истицы (с ***.1990 года по ***.2014 года) относились к сфере регулирования Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (до 01 ноября 1999 года), так и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.

Судом установлено, что работа в должности фельдшера-лаборанта в Базарносызганской осуществлялась истицей в сельской местности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь приведенным правовым регулированием, обоснованно пришел к выводу о том, что период работы истицы до *** 1999 года обоснованно засчитан ответчиком с применением льготного исчисления (как один год и 3 месяца) на основе Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, а к периоду работы, начиная с 01 ноября 1999 года по 12 мая 2014 года, надлежит применению календарный порядок исчисления, поскольку отсутствует выполнение истицей работы и в сельской местности (поселке городского типа), и в городе.

В этой связи требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 25 лет. Соответственно, по состоянию на 13 мая 2014 года (на дату обращения к ответчику) истицей не выработана требуемая продолжительность в 25 лет специального (медицинского) стажа, исходя из чего вопреки доводам жалобы судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска в части назначения Куренковой Т.Г. досрочной трудовой пенсии по старости с вышеуказанной даты.

Ссылка в жалобе на неверное исчисление судом стажа в период нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком основана на неправильном толковании норм материального права.

Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона Российской Федерации №3543-1 от 25 сентября 1992 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Поскольку отпуска по уходу за ребенком до трех лет предоставлялись истице после 6 октября 1992 года, на указанные периоды не распространяются установленные правила льготного исчисления периодов работы.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куренковой Т*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: