Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья сироте
Документ от 09.12.2014, опубликован на сайте 15.12.2014 под номером 49039, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить по договору найма специализированным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Синяев В.И.                                                                      Дело № 33-4790/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 09 декабря 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Герасимовой Е.Н. и Фоминой В.А.,

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2014 года,  по  которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области  в интересах Романова А*** С*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить по договору найма специализированным жилым помещением, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Романова А*** С*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Романова А*** С*** благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области действуя в интересах Романова Александра Сергеевича  обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Отделу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить по договору найма специализированным жилым помещением.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что  Романов А. С. ***1992 г.р., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.

Мать – Серова И*** А*** умерла ***1994 года, отец – Романов С*** В*** решением Новомалыклинского районного суда Ульяновской области от ***.2004 года лишен родительских прав.

Решением комиссии Министерства труда и социального развития Ульяновской области по установлению факта невозможности проживания детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ***.2013, был установлен факт невозможности дальнейшего проживания Романова А.С. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Н***.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области от ***2014 Романов А.С. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади и подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Романов А.С. собственником объектов недвижимости не является.

Романов А.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области включен ***.2014, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

С учетом уточненных исковых требований просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Романова А.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Романова А.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в данный Список.

В возражении на апелляционную жалобу прокуратура Новомалыклинского района Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствии  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Романов А*** С***, 24***1992 года рождения относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца Серова И*** А*** умерла ***1994 года, отец – Романов С*** В*** решением Новомалыклинского районного суда Ульяновской области от ***2004 года лишен родительских прав.

Постановлением Главы администрации Новомалыклинского района №*** от ***1994 года опекуном Романов А.С. назначена его бабушка *** В.А.

На основании постановления администрации МО «Новомалыклинский район» от 25.11.2003 №*** за несовершеннолетним Романовым А.С. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: Ульяновская область Новомалыклинский район р.п Н***

Решением комиссии Министерства труда и социального развития Ульяновской области по установлению факта невозможности проживания детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ***2013, был установлен факт невозможности дальнейшего проживания Романова А.С. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Н***. Основанием для принятия данного решения послужил акт обследования жилищно-бытовых условий от ***.2013 года.

Согласно справке формы № 8 (л.д.17) в жилом помещении, жилой площадью 29.3кв.м., состоящем из одной комнаты, зарегистрированы Романов А.С. с ***.2006, а также его бабушка *** В.А. и дедушка *** А.Н.

По сведениям регистрирующих органов Романов А.С. не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма.

Согласно сообщению Министерства строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от ***.2014 Романов А.С. включен ***.2014г. в Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилищными помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Романов А.С. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области действующего в интересах Романова А. С. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи