Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной трудовой пенсии по старости социальный педагог
Документ от 25.11.2014, опубликован на сайте 29.12.2014 под номером 48975, 2-я гражданская, О признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Зотова Л.И.                                                                     Дело № 33- 4210/2014 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            25 ноября  2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 09 июля 2014 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от  08 сентября 2014года, по которому постановлено:

 

Признать решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области  по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № *** от 08 октября 2012 года в части отказа во включении  Прокопьевой О*** Н*** периода работы с 01 августа 2001 года по 23 сентября 2002 года как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области засчитать в специальный стаж Прокопьевой О*** Н*** в стаж для назначения досрочной пенсии как педагогическому работнику период работы с  01 августа 2001 года по 23 сентября 2002 года в качестве социального педагога в филиале областного центра Социально-психологической помощи семье и детям, преобразованного с 02.09.2002 года в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Б***, и назначить ей пенсию с 01 января 2013 года.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы  Прокопьевой О.Н., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокопьева О*** Н*** обратилась в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства  иском  к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и  Барышском районе Ульяновской области об отмене  решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности засчитать периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии и  назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование иска указала, что 08 октября 2012 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии  по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии № *** от 08 октября 2012 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истице было отказано, при этом в специальный стаж не были включены следующие периоды: с 03.07.2000 по 31.07.2001  (00-11-27) в качестве воспитателя отделения социальной реабилитации несовершеннолетних детей Барышского городского комитета социальной защиты населения!% и с 01.08.2001 года по 23.09.2002 (01-02-23) в качестве социального педагога в филиале областного центра Социально-психологической помощи семье и детям, преобразованного с 02.09.2002 года  в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Б***, т.к. данный вид деятельности не предусмотрен  Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается  в стаж, дающий право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим  педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 71. Считает отказ в назначении  пенсии незаконным.

На основании изложенного Прокопьева О.Н. просила суд отменить решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области  по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № *** от 08 октября 2012 года в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 03.07.2000 по 31.07.2001  и с 01.08.2001  по 23.09.2002  как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, обязать ответчика засчитать в стаж для назначения досрочной пенсии, как педагогическому работнику спорные периоды работы и назначить ей пенсию с 08 октября 2012 года.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не учел, что филиал областного центра социально-психологической помощи семье и детям, в котором Прокопьева О.Н. осуществляла деятельность в качестве социального педагога, не может быть отнесено к учреждениям,  осуществляющим  педагогическую деятельность, поскольку целью его создания и деятельности была помощь семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, а не профилактическая работа с несовершеннолетними детьми. Полагает, что период работы истицы с 01.08.2001 года по 02.09.2002 года в должности социального педагога включен судом необоснованно, поскольку учреждение «Филиал центра…» не поименовано в перечне учреждений соответствующего Списка. Считает, что у суда не имеется законных оснований обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию Прокопьевой О.Н. с даты, указанной судом, поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости у истицы отсутствовал необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности. Считает, что решение суда нарушает права и законные интересы других граждан.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика  Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Барыш и Барышском районе Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 08 октября 2012 года Прокопьева О.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 п.1 ст. 27  Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Комиссии по назначению пенсий в г. Барыше и Барышском районе  от 08 октября 2012 года № *** ей было отказано в назначении указанной пенсии по мотиву отсутствия необходимого (25 лет) специального стажа. В частности, не были включены в стаж периоды работы истицы:

- с 03.07.2000 по 31.07.2001  (00-11-27) - в качестве воспитателя отделения социальной реабилитации несовершеннолетних детей Барышского городского комитета социальной защиты населения!%. Данный вид деятельности не предусмотрен Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781;

-с 01.08.2001 по 23.09.2002  (01-02-23) в качестве социального педагога в филиале областного центра социально-психологической помощи семье и детям, преобразованного с 02.09.2002 года в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Б***.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 10 п. 1 ст. 28 данного Закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 869-О-О).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Из материалов дела следует, что в оспариваемый истицей период с 03.07.2000 по 31.07.2001  (00-11-27) она работала  в качестве воспитателя отделения социальной реабилитации несовершеннолетних детей ***.!%

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года  N 1067 был утвержден  Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. 

В соответствии с п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей работа в качестве социального педагога засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (п. 13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067).

Перечень учреждений социального обслуживания, закрепленный в п. 13 раздела "Наименование учреждений", включает в себя следующие учреждения: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков. Данный перечень является исчерпывающим.

Поскольку такое  учреждение как комитет социальной защиты населения города Б***, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, в указанном Списке не поименовано, суд обоснованно отказал  в удовлетворении исковых требований Прокопенко О.Н. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решение в данной части сторонами не оспаривалось.

В период  с 01.08.2001  по 23.09.2002 (01-02-23) Прокопьева О.Н. работала в качестве социального педагога в филиале областного центра социально-психологической помощи семье и детям, преобразованного со 02.09.2002 в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Б***.!%

Действующие в настоящее время  Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается  в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Названным Списком предусмотрена  должность социального педагога и воспитателя.

Пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, в том случае, если названная работа осуществлялась, в том числе в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка  - реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Таким образом, закон предусматривает возможность включения в льготный стаж период работы в должности и учреждении, одновременно предусмотренными  вышеприведенным Списком.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами  права на трудовые пенсии» разъяснено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам  (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться  судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). 

Суд, обязав ответчика включить в льготный стаж истицы период ее работы с  01.08.2001  по 23.09.2002 (01-02-23)  в качестве социального педагога в филиале областного центра социально-психологической помощи семье и детям, преобразованного со 02.09.2002 в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Б***, установил тождество выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности  в филиале  областного центра социально-психологической помощи семье и детям и в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Барыша без учета различных направлений, целей и задач указанных учреждений.

Указанное, в силу ст.330 ГПК РФ является основанием  для  изменения судебного решения как в части периода, подлежащего зачету в специальный стаж, так и в части даты назначения  пенсии истице.

Поскольку филиал  областного центра социально-психологической помощи семье и детям  не поименован в Списках, был образован путем преобразования  дневного отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних на базе центра социального обслуживания пенсионеров и  инвалидов г. Барыша, деятельность  Центра направлена на  социальное обслуживание  граждан, реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, обеспечение психологической защищенности населения, поддержку и укрепление его психологического здоровья, взаимодействие с различными службами в сфере психологической работы с населением, участие в  проведении единой общегосударственной политики  психолого-педагогической помощи и социальной защиты населения, период работы  истицы в качестве социального педагога  в филиале областного Центра социально-психологической помощи семье и детям с 01.08.2001 по 01.09.2002 не подлежит зачету в специальный стаж.

Соответственно в специальный стаж истицы подлежит включению только период с 02.09.2002 по 23.09.2002, т.е. когда она работала социальным педагогом  в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Указанное учреждение было создано путем преобразования филиала Центра социально-психологической помощи семье и детям, в  результате которого существенно изменились его цели и задачи. При этом наименования  должности истицы и учреждения,  в котором она  стала работать, соответствуют  Спискам.

Также не основан и вывод суда о том, что  у истицы право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло  с 01 января 2013 года.

Так, на момент обращения  Прокопьевой в УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области  по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости  специальный стаж, дающий право истице на назначение указанной пенсии, составлял 23 года 10 месяцев 3 дня без учета спорных периодов.

В специальный стаж также подлежит включению период  работы истицы социальным педагогом  в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с 02.09.2002  по 23.09.2002, т.е. 22 дня. 

Как следует из представленных документов, после 08.10.2012 истица продолжала работать в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что подтверждено сведениями о трудовом стаже, представленными пенсионным органом.

С учетом вышеизложенного, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью  возникло у Прокопьевой О.Н. с 05.11.2013.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее даты возникновения права на данную пенсию.

Исходя из этого, судебная коллегия полагает необходимым  обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области назначить Прокопьевой О.Н.  досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с  05.11.2013.

Поскольку истица обратилась за назначением   данной пенсии 01.10.2012, однако в назначении пенсии ей было отказано, отказ ею обжаловался в суде и  законность  невключения спорных периодов в специальный стаж  была установлена только судом и на момент принятия  судебного решения у истицы уже возникло право на досрочную пенсию, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы в части того, что истица повторно с заявлением о назначении пенсии после ноября 2013 не обращалась, а потому оценка ее пенсионных прав должна быть произведена  только на 01.10.2012, т.е. дату первого обращения в пенсионный орган.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 09 июля 2014 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от  08 сентября 2014года  изменить  в части продолжительности периода, подлежащего  включению в специальный стаж Прокопьевой О*** Н*** для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и даты назначения  пенсии.

Признать решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области  по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № *** от 08 октября 2012 года в части отказа во включении  Прокопьевой Ольге Николаевне периода работы с 02 сентября  2002 года по 23 сентября 2002 года как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области засчитать в специальный стаж Прокопьевой О*** Н*** в стаж для назначения досрочной пенсии как педагогическому работнику период работы с  02 сентября 2002 года по 23 сентября 2002 года в качестве социального педагога в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Б*** и назначить ей пенсию с 05 ноября 2013 года.

В остальной части решение  суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи: