Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление технических средств реабилитации
Документ от 02.12.2014, опубликован на сайте 12.12.2014 под номером 48960, 2-я гражданская, о взыскании расходов за приобретение тех.средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                Дело №33-4728/2014 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              02 декабря 2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.

судей  Герасимовой Е.Н., Костюниной Н.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 сентября 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Лебедевой М*** В*** удовлетворить частично.

Обязать областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» произвести ребенку-инвалиду К*** Н*** О***, *** года рождения, согласно ИПР №*** от ***.2013 замену речевого процессора Nucleus Freedom.

В остальной части требований, в том числе в иске к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области и Государственному учреждению Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» - Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Лебедевой М.В.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лебедева М.В. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее - ОГКУСО «ЦОГТСР»), Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Государственному учреждению Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее – ГУ УРО ФС) о возложении обязанности произвести замену технического средства реабилитации, взыскании денежной суммы за ремонт технического средства реабилитации, компенсации  морального вреда. В  обоснование   иска   указала, что ее сын К*** Н.А., *** года рождения,  является инвалидом в связи с заболеванием органов слуха. ***.2013 ему выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. В мае 2010 года ему была проведена ***. Начиная с 2013 года часто стал ломаться речевой процессор. В марте 2014 года речевой аппарат был отправлен в сервисную службу, по заключению которой необходима замена речевого процессора вследствие естественного износа его внутренних частей. Она обратилась в ГУ УРО ФСС с просьбой о замене, но ей в этом было отказано. После долгих переписок с Министерством здравоохранения и социального развития по Ульяновской области, которая ни к чему не привела, в июне 2014 года была вынуждена произвести ремонт речевого процессора, поскольку он сломался и ребенок остался без слуха. В связи с истечением срока пользования и дальнейшей неработоспособности, срочно требуется замена всего речевого процессора, т.к. он является внешней составляющей частью кохлеарного импланта. Просила обязать ответчика произвести замену речевого процессора Nucleus Freedom; взыскать с ответчика уплаченную сумму в размере *** рублей на ремонт речевого процессора (*** руб.) и понесенных расходов на поездку в г.Москву (***), взыскать денежную компенсацию морального вреда.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСО «ЦОГТСР» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что истица ранее обращалась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области по данному вопросу, ей был дан ответ от 12.11.2013, что замена и ремонт выходящих из строя частей системы кохлеарной имплантации, установка которой осуществлялась в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи (а не предоставлялась уполномоченным органом), не может осуществляться Министерством за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Принимая во внимание ситуацию, сложившуюся в семье Лебедевой М.В., заявительнице был разъяснен порядок оказания адресной материальной помощи, такая помощь оказана в размере *** руб. В дальнейшем истице было рекомендовано представить необходимый пакет документов для оказания дополнительной материальной помощи из средств городского бюджета. Полагает, что действия ОГКУСО «ЦОГТСР» являются законными и обоснованными.

Дело рассмотрено в отсутствии Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, Государственного учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фролова Е.В.   доводы апелляционной жалобы   поддержала. 

В судебном заседании Лебедева  М.В. просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что сын истицы – К*** Н.О., *** года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием органов слуха.

***.2010 К*** Н.О. была произведена правосторонняя ***

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации  ребенка-инвалида от ***2013 К*** Н.О.  определена нуждаемость  в замене речевого процессора технического средства - кохлеарного импланта.

Согласно заключению сервисной службы ООО «Исток Аудио Трейдинг» от ***.2014, являющегося официальным дистребьютером фирмы Cochlear (производителя систем кохлеарной имплантации на территории России) системы кохлеарной имплантации Nucleus производства фирмы Cochlear (Австралия) пациента К*** Н.О., *** года рождения, выявила наличие внутренних необратимых изменений платы вследствие естественного износа речевого процессора, в связи с чем рекомендована замена речевого процессора на новый.

Необходимость замены речевого процессора подтверждается также выпиской из медицинской карты амбулаторного больного К*** Н.О. от ***.2014 ГУЗ Ульяновская областная детская клиническая больница.

В связи с отказом Министерства труда и социального развития  Ульяновской области и ГУ УРО ФСС  в замене речевого процессора, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Лебедевой М.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно п. 13 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, к техническим средствам реабилитации инвалида относятся эндопротезы, одной из разновидности которых являются  кохлеарные импланты. Система кохлеарной имплантации состоит из имплантируемой (вживляемой) части - кохлеарного импланта, и внешней части, состоящей из отдельных блоков (элементов), к которым относится речевой процессор.

Пунктом 10 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, предусмотрено, что замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления по истечении установленного срока использования; при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 27 апреля 2010 г. №239-пр создано ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», на которое возложены функции, в том числе, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (включая выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, изделия и (или) оказанную услугу).

В ходе судебного разбирательства установлено, что необходимость замены речевого процессора кохлеарного импланта, установленного К*** Н.О. в 2010 году,  определена бюро № 14 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской  области», то есть уполномоченным органом в данной области, на основании  заключения медицинского учреждения -  ГУЗ Ульяновская областная детская клиническая больница, следовательно, исковые требования Лебедева М.В. обоснованно удовлетворены судом.

Доводы, приведенные ОГКУСО «ЦОГТСР» в апелляционной жалобе относительно того, что кохлеарная имплантация является хирургическим методом лечения при двусторонней нейросенсорной потере слуха, и данный вид лечения относится к высокотехнологичной медицинской помощи, которая на основании статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» оказывается специализированными медицинскими организациями, основанием к отмене решения суда не является.

В пункте 53 раздела 1 приложения к Приказу № 916н от 10 декабря 2013 года «О перечне видов высокотехнологичной  медицинской помощи» как вид высокотехнологичной медицинской помощи предусмотрена не кохлеарная имплантация, а хирургическое лечение сенсоневральной тугоухости высокой степени и глухоты.

Кроме того, ссылка на указанную норму Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ  права ответчика несостоятельна, поскольку вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации урегулированы иными приведенными выше нормами, из совокупности которых усматривается, что, независимо от вида и стоимости конкретного технического средства реабилитации, обеспечить им инвалида обязан тот орган, на который эту обязанность возлагает индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации К*** Н.О. № *** от ***.2013 никем не оспорена, в ней указано на необходимость обеспечения истца таким техническим средством реабилитации, как кохлеарный имплант (замена речевого процессора), такая обязанность возложена на Министерство труда и социального развития Ульяновской область,  функции которого по обеспечению граждан-инвалидов  техническими средствами реабилитации переданы ОГКУСО «ЦОГТСР».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: