Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ
Документ от 13.11.2014, опубликован на сайте 05.12.2014 под номером 48759, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Отменено с возвращением на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мифтахова Г.А.                                                                     Дело № 12-305 / 2014 г.                                                  

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           13 ноября 2014 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Мерчиной А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе старшего государственного инспектора по охране природы по Ульяновской области - и.о.заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Орлова А.О. на постановление Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 августа 2014 года, которым суд постановил:

 

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

УСТАНОВИЛ:

 

18.07.2014 государственным инспектором Управления Росприроднадзора  по Ульяновской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Сёмочкиным И.А. в отношении администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Барышский район») был составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

Из протокола следует, что 22.05.2014 администрация МО «Барышский район» Ульяновской области допустила возгорание твердых бытовых отходов и строительного мусора на земельном участке общей площадью 96 905 кв.м в *** км юго-восточнее п.Земляничный, в *** км северо-западнее д.*** по ул.К*** на южной окраине г.Барыша, между лесным массивом и автомобильной дорогой «Барыш-Живайкино» в Барышском районе Ульяновской области, не организовав необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечило утилизации и переработки ТБО, чем допустило бездействие по несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологические требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

21.07.2014 протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Рассмотрев дело об административном правонарушении по существу, судья Ленинского районного суда г.Ульяновска вынес указанное выше постановление.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, старший государственный инспектор по охране природы по Ульяновской области - и.о.заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Орлов А.О. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить и вынести новое постановление о привлечении администрации МО «Барышский район» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

В обоснование доводов жалобы указывает, что наличие в действиях (бездействии) администрации МО «Барышский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, было доказано в суде.

В ходе рейдового мероприятия, проведенного 22.05.2014, на территории Барышского района Ульяновской области на земельном участке общей площадью           96 905 кв.м в *** км юго-восточнее п.Земляничный, в *** км северо-западнее д.*** по ул.К*** на южной окраине г.Барыша, между лесным массивом и автомобильной дорогой «Барыш-Живайкино» в Барышском районе Ульяновской области выявлено возгорание твердых бытовых отходов и строительного мусора.

Захламленный отходами земельный участок разрешен для использования под размещение свалки твердых бытовых отходов, является муниципальной собственностью МО «Барышский район», до настоящего времени никому не передан в аренду.

Представленным сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» протоколом результатов КХА атмосферного воздуха от 27.05.2014 №*** с актом отбора проб № *** от 22.05.2014 установлено превышение в атмосферном воздухе предельно-допустимых концентраций, установленных гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» с учетом дополнения №2 к ГН 2.1.6.1983-05.

С учетом п.2 ст.8, п.4 ст.12, п.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.8, 13 ст.8 Устава МО «Барышский район» Ульяновской области, при установленных обстоятельствах полагает, что обязанность по надлежащему содержанию объекта размещения ТБО возложена на администрацию МО «Барышский район», которая допустила бездействие по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологические требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Кирпичникова Р.Е., поддержавшего доводы жалобы, защитника администрации МО «Барышский район» Чумаченко Д.В., полагавшего доводы жалобы необоснованными, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из протокола об административном правонарушении, в вину администрации МО «Барышский район» вменено то, что 22.05.2014 она допустила возгорание твердых бытовых отходов и строительного мусора на земельном участке общей площадью 96 905 кв.м в *** км юго-восточнее п.Земляничный, в *** км северо-западнее д.*** по ул.К*** на южной окраине г.Барыша, между лесным массивом и автомобильной дорогой «Барыш-Живайкино» в Барышском районе Ульяновской области, не организовав необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, не обеспечив утилизации и переработки ТБО, чем допустила бездействие по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологические требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях администрации МО «Барышский район», судья районного суда пришел к выводу о том, что не имеется доказательств осуществления администрацией хозяйственной деятельности в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом суд указал, что такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации муниципального образования «Барышский район». Полномочия администрации муниципального образования «Барышский район» по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что земельный участок, на котором произошло возгорание твердых бытовых отходов и строительного мусора, использовался для свалки твердых бытовых отходов.

Указанное место размещения отходов Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МО «г.Барыш» Ульяновской области 01.08.2008 было передано по договору аренды ИП К*** И.Н. 24.02.2012 был заключен новый договор аренды с ИП К*** И.Н.

16.10.2013 договор аренды был расторгнут.

Письмом председателя КУМИЗО МО «Барышский район» от 21.10.2013, адресованным главе администрации МО «Барышский район», сообщено о расторжении указанного договора. При этом также сообщено о необходимости незамедлительных действий, поскольку отсутствие эксплуататора существующего полигона ТБО может привести к негативным экологическим последствиям.

Распоряжением главы администрации МО «Барышский район» от 12.03.2014 №16-РА «Об организации мероприятий по консервации свалки ТБО г.Барыш» в целях ограничения несанкционированного доступа на существующий полигон ТБО, а также в целях недопущения образования несанкционированного размещения на данном полигоне бытового и строительного мусора и предупреждения возгорания мусора и загрязнения атмосферного воздуха заместителю главы – начальнику управления ТЭР, ЖКХ, строительства и дорожной деятельности администрации МО «Барышский район» поручено подготовить план мероприятий по консервации не действующего полигона ТБО, организовать ограничительные меры и контрольно-пропускной режим (установить шлагбаум на центральном въезде, организовать освещение подъездных путей, провести иные мероприятия по недопущению несанкционированного размещения отходов), а также рассмотреть вопрос об организации круглосуточного дежурства и охраны недействующего полигона ТБО.

Контроль за исполнением данного распоряжения возложен на заместителя главы администрации МО «Барышский район».

В ходе рассмотрения дела районным судом указанные обстоятельства во внимание приняты не были, какой-либо правовой оценки им не дано. Вопрос о том, были ли предприняты указанные меры, судом не выяснен.

Кроме того, как следует из позиции защитника администрации МО «Барышский район», возгорание на полигоне ТБО произошло вследствие умышленного поджога, в связи с чем в правоохранительные органы было направлено соответствующее заявление. Однако данное обстоятельство судом также не исследовалось.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено судом без полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств.

Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поэтому на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление судьи подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в тот же суд, в ходе которого судье следует учесть вышеизложенное, устранить имеющиеся недостатки и пробелы по делу, надлежащим образом исследовать доказательства и вынести обоснованное и законное постановление.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, не истек.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

Постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 августа 2014 года, вынесенное в отношении администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Судья                                                                                     Д.А. Логинов