Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения по договору найма
Документ от 11.11.2014, опубликован на сайте 04.12.2014 под номером 48685, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещениея по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Токунов Д.В.                                                                             Дело №33-4524/2014                                                            

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    11 ноября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, апелляционному представлению прокурора Инзенского района Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2014 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Радченко Н*** Д*** жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения по месту выявления и первичного устройства под опеку (попечительство). 

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Николаевой Н.А.,  полагавшей решение суда подлежащим изменению,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Радченко Н.Д. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.

В обоснование иска указал, что проведенной проверкой установлено, что Радченко Н.Д., 1992 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Одинокая мать Радченко Н.Д. – Радченко Л*** В*** лишена родительских прав решением Инзенского районного суда от 08.09.2009 года.

Постановление Главы администрации Инзенского района от 06.09.2012 года Радченко Н.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В настоящее время Радченко Н.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, с.Т***, ул.Л***, в жилом помещении, принадлежащем ее бабушке З*** Т.Н.

25.07.2013 года Радченко Н.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, однако на момент обращения в суд жилое помещение ей не предоставлено.

С учетом уточненных исковых требований просил обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Радченко Н.Д. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир, предназначенных для обеспечения жилым помещением  сирот во внеочередном порядке. Министерством заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа  детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Ульяновской области в г.Инза Ульяновской области, всего приобретено 25 квартир. Кроме того, поясняют, что в список детей-сирот включено более 1000 человек, которые наравне с истицей имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, следовательно, предоставление Радченко Н.Д. жилого помещения в первоочередном порядке незаконно.

В апелляционном представлении прокурор Инзенского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, поскольку резолютивная часть решения не содержит указания на населенный пункт, в котором должно быть представлено жилое помещение Радченко Н.Д. 

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Радченко Н.Д., ***1992 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет.

Мать истицы Радчено Л.В. решением Инзенского районного суда от 08.09.2009 лишена родительских прав, отец Радченко Д.В. с 23.09.1993 находится в розыске как утративший родственные связи с дочерью. С января 2005 года Радченко Н.Д. находилась под опекой бабушки З*** Т.Н.

Истица зарегистрирована и проживает по адресу: с. Т*** ул.Л*** в Инзенском районе Ульяновской области с 2006 года, собственником является ее бабушка З*** Т.Н.

Постановлением Главы администрации Инзенского района *** от 06.09.2012 Радченко Н.Д. поставлена на регистрационный учет в целях обеспечения жилым помещением.

25.07.2013 Радченко Н.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

По сведениям регистрирующих органов  Радченко Н.Д. не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального  найма.  

Поскольку жилое помещение Радченко Н.Д. не предоставлено, прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение Радченко Н.Д. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки на очередь.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимание довод апелляционного представления о неуказании в резолютивной части решения населенного пункта, в котором должно быть представлено жилое помещение Радченко Н.Д.

В силу ст.4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:

1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;

2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;

3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;

4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;

5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Из материалов дела следует, что истица просила предоставить ей жилое помещение по месту первичного устройства под опеку - в г. Инза Ульяновской области.

В связи с этим, судебная коллегия считает необходимым дополнить абзац второй резолютивной части решения  словами «в  муниципальном  образовании  «город  Инза» Ульяновской области».

 

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

Дополнить абзац второй резолютивной части решения  словами «в  муниципальном  образовании  «город  Инза» Ульяновской области».

 

Председательствующий

 

Судьи: