Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постанвоке в очередь на получение сертификата
Документ от 28.10.2014, опубликован на сайте 25.11.2014 под номером 48428, 2-я гражданская, об обязании постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                             Дело №33- 4253/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                       28 октября  2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В.  и Казаковой М.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» и ГУ МЧС России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковое заявление Кузнецова М*** Ю*** удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты Кузнецова М*** Ю*** с составом семьи два человека: Кузнецов М*** Ю***, Кузнецова Е*** Д*** (жена), исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с 05.09.1994 г.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчик Главного управления МЧС России по Ульяновской области Хаяровой Т.Х., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, истца Кузнецова М.Ю.,  возражавшего против доводов жалоб, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Истец Кузнецов М.Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о возложении обязанности признать  его с составом семьи 4 человека нуждающимися в обеспечении жилой площадь и  поставить  на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья за счет средств Федерального бюджета.

В обоснование иска указал, что с ***.1980  по ***1994 он проходил службу в противопожарной службе УВД Хабаровского края. С ***.1994  переведен на должность н*** УГПС УВД Ульяновской области, где продолжал службу по ***1998.

***.1998  истец был уволен со службы из органов внутренних дел, по состоянию здоровья (был признан ограниченно годным к военной службе). За время службы в УГПС УВД Хабаровского края и Ульяновской области он состоял на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением, жилым помещением обеспечен не был.

Со времени службы в УГПС УВД Ульяновской области истец снимал двухкомнатную квартиру по адресу: г.Ульяновск, ул.З***, что подтверждается договором долгосрочной аренды жилого помещения от ***.1995 г., договором аренды жилого помещения от ***.1996.   В 1996 году *** УВД по Ульяновской области истцу должны были предоставить служебную квартиру по адресу: пр.И***, согласно Списку распределения жилья сотрудникам *** УВД по Ульяновской области, но фактически  квартира была предоставлена многодетной семье.

В 2014 году истец обратился в Главное управление МЧС России по Ульяновской области с просьбой обеспечить жилым помещением, или единовременной социальной выплатой на приобретение жилья, однако в этом ему было отказано из-за отсутствия документов о том, что истец состоял в очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением. С 1998 года по настоящее время Кузнецов М.Ю. вместе со своей семьей проживает и зарегистрирован в жилом доме матери жены, П*** В*** Д***, расположенном по адресу: Ульяновская области, Тереньгульский район, с.Я***. Также он не участвовал в приватизации жилых помещений, не имеет жилого помещения на условиях договора социального найма и на праве собственности.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  представитель Главного управления МЧС России по Ульяновской области Хаярова Т.Х. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает, что Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» не является уполномоченным органом МЧС России по принятию решений о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Кроме того с момента увольнения Кузнецова М.Ю. и до дня обращения в суд за разрешением данного спора прошло более 15 лет. За этот период истец ни разу не обращался по вопросу очередности на получение жилья.

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Малафеева М.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает, что ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не является уполномоченным лицом, на которого МЧС России возложены функции по обеспечению сотрудников государственной гарантией в виде единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Полагает, что решение о признании или отказе в признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, а также о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, о предоставлении выплаты принимается комиссией, сформированной в Главном управлении МЧС России по Ульяновской области. Кроме того, постановка на такой учет осуществляется с даты подачи заявления и не может быть ранее вступления в законную силу ФЗ РФ от 30.12.2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающего предоставление такой выплаты. Считает, что жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность или единовременная социальная выплата предоставляются сотрудникам, уволенным со службы и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти до 1 марта 2005г. Поэтому требования истца могут быть удовлетворены лишь при доказанности того, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти до 1 марта 2005 года. Указывает, что Главное управление МЧС России по Ульяновской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти. Однако документов, свидетельствующих о том, что истец был принят на учет, либо состоял на учете в ГУ МЧС России по Ульяновской области не представлено, соответственно права на получение такой выплаты у него нет.     

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», представителей третьих лиц УМВД России по Ульяновской области, Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, третьих лиц  Кузнецовой Е.Д., Кузнецова Ю.М., Кузнецовой Е.А., Кузнецова А.Ю., Кузнецова Д.М., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе неправильное определение обстоятельств, имеющих значение  для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются: неприменение  закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению, неправильное истолкование закона.

Суд, принимая решение об удовлетворении исковых требований Кузнецова М.Ю. в части постановки его и его супруги на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с 05.09.1994, неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу  и неверно истолковал закон и, как следствие, применил закон не подлежащий применению. В силу этого решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 27.05.2014 по иску Кузнецова М.Ю. к ФКУ «Управление государственной  экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской    обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», ГУ МЧС России по Ульяновской области о признании  нуждающимся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья за счет средств Федерального бюджета подлежит отмене.  

Из материалов дела следует, что Кузнецов  М.Ю. проходил службу с ***1980 г. в *** отряде военизированной пожарной охраны УПО УВД Хабаровского края (г.А***); с ***1994  по ***.1998  в Управлении Государственной противопожарной службы УВД Ульяновской области.  Выслуга  истца в органах внутренних дел составляет:  в льготном исчислении 21 год, в календарном – 18 лет. Согласно справки от ***.2002 , подписанной зам.начальника ОГПС-*** УГПС МЧС России Ульяновской области Кузнецов М.Ю. состоял в списке очередников на получение жилья в ОГПС-*** УГПС с ***.1994  по ***.1998.

С ***.1998  Кузнецов М.Ю. с женой и детьми зарегистрирован в доме по адресу: Ульяновская область, Т***, общая площадь дома 41,10 кв.м., жилая площадь 26,94 кв.м. Согласно договору купли-продажи от ***.1997 указанный дом приобретен П*** однако ее право собственности не зарегистрировано. Из похозяйственной книги за 2008-2012 годы  следует, что главой хозяйства значится П***.

Согласно ст.8 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ (ред. от 25.07.2002) предоставление жилой площади личному составу ГПС осуществлялось органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.09.1999 г. по гражданскому делу по иску Кузнецова М.Ю. к УГПС УВД о взыскании компенсации за поднаем жилья, морального вреда, предоставления вне очереди жилья, исковые требования Кузнецова М.Ю. удовлетворены частично, на УГПС УВД возложена обязанность по предоставлению Кузнецову М.Ю. жилья согласно очередности. Доказательств исполнения данного решения суду не представлено.

В силу положений п. 1 Постановления Правительства РФ N 1095 от 29.09.1999 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанные органов и учреждений»  право на обеспечение жильем имеют лишь граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Поскольку  у истца, членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, либо предоставленных по договору социального найма не было и нет до настоящего времени, что Кузнецов М.Ю. и члены его семьи в силу ст. 51 ЖК РФ  являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Оснований, предусмотренных ст.56 ЖК РФ,  для исключения истца из очереди на обеспечение жилым помещением не имеется.

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации за лицами рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В целях реализации данного Указа была сохранена существовавшая в МВД России очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен Порядок обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы, утвержденный совместным Приказом МЧС России и МВД России от 31 января 2002 №44/84 «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы».

Согласно Приказу МЧС РФ №44, МВД РФ № 84 от 31.01.2002 г. «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы» до 31 декабря 2002 года сохранена за личным составом Государственной противопожарной службы  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  существующая очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен на него порядок распределения жилой площади в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На основании пп. 11 п. 12 «Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ», утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, п. 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 года N 778, с изменениями, с внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Ульяновской области организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.

С 01 декабря 2011 года Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной пожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» N 348 от 25 июля 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены на Южный Филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

В силу п. 6 указанного приказа начальникам территориальных органов МЧС России, секретарю жилищной комиссии до 01 декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" и ее филиалам по территориальной принадлежности.

Как установлено судом, учетное дело Кузнецова М.Ю.  в Приволжский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России не передавалось, в связи с чем он не внесен в ИАС «Жилье МЧС России». Более того, в списках очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.01.2011, представленных ГУ МЧС России по Ульяновской области в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России, истец также не значится.

Изначально истец был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением  с составом семьи четыре человека: он, жена – Кузнецова Е.Д. и сыновья Кузнецов Ю.М.,  1983 года рождения,  и Кузнецов Д.М., 1980 года рождения.

В настоящее время дети истца достигли совершеннолетия, доказательств того, что он продолжают проживать совместно с истцом и вести с ним общее хозяйство,  их члены семей не имеют в собственности жилых помещений, суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, с учетом того, что истец был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением еще  в 1994 году, судебная коллегия полагает необходимым возложить  на  ГУ МЧС России по Ульяновской области  обязанность восстановить Кузнецова М.Ю. с составом семьи 2 человека в очереди нуждающихся в получении  жилых помещений (улучшении жилищных условий) по ГУ МЧС РФ По Ульяновской области с ***1994, т.е. с даты первоначальной постановки на очередь, передав соответствующие сведения в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также и обеспечением жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона 30.12.2012 N 283-ФЗ  «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (ред. от 26.03.2014) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ  «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (п.5).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения (п.14 Правил).

С целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства  жилого помещения в соответствии с положением п.5 ч.3 постановления Правительства РФ «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной  противопожарной службы, органов по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» от 24.04.2013 № 369 сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения соответствующее заявление с приложением документов, указанных в настоящем подзаконном акте.

Пунктом 5  части 2 Приказа МЧС России от 09.09.2013 № 594 «об утверждении Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам противопожарной службы государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из противопожарной службы государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» установлено, что   комиссия по рассмотрению одноименных вопросов создается в Центральном аппарате МЧС России, региональных центрах гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главных управлениях МЧС России по субъектам РФ.

Таким образом, решение о признании или непризнании  права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, а также  о постановке на  учет для предоставления единовременной социальной выплаты, о предоставлении  выплаты принимается комиссией , сформированной в ГУ МЧС России по Ульяновской области.

Кроме того, в силу вышеуказанных нормативных актов постановка на такой учет осуществляется с даты подачи заявления и никак не может быть ранее вступления в законную силу Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 283-ФЗ, предусматривающего предоставление такой выплаты.

Поскольку  в судебном заседании  установлено, что Кузнецов М.Ю. до настоящего времени с заявлением и полным пакетом документов  о предоставлении ему  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения  в комиссию по рассмотрению указанного вопроса, созданную при ГУ МЧС России по Ульяновской области не обращался, правовых оснований для удовлетворения его исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности поставить его с 05.09.1994 года   на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья за счет средств Федерального бюджета не имеется. Соответственно исковые требования Кузнецова М.Ю. в данной части удовлетворению не подлежат.    

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая  2014 года  отменить.

Вынести по делу новое решение.

Исковые требования Кузнецова М*** Ю*** удовлетворить частично.

Обязать Главное управление  МЧС России по Ульяновской области  восстановить Кузнецова М*** Ю***  с составом семьи два человека в очереди нуждающихся  в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по ГУ МЧС России по Ульяновской области с ***994.

В удовлетворении остальной части исковых требований Кузнецову М*** Ю*** отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: