Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности устранить нарушения
Документ от 24.10.2014, опубликован на сайте 24.11.2014 под номером 48386, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при использовании федерального недвижимого имущества, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Харитонова Н.А.                                                           Дело № 33-3622/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    24 октября 2014 г.                                                                      

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Кинчаровой О.Е. и Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района  города Ульяновска  на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 7 июля 2014 года, которым постановлено:

 

Отказать в удовлетворении иска прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Ульяновского филиала – Управления федеральной почтовой связи по Ульяновской области об устранении нарушений законодательства при использовании федерального недвижимого имущества.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения начальника отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Николаевой Н.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя ФГУП «Почта России»  Колесниковой Э.А., возражавшей против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Российской Федерации обратился в суд с  иском, уточненным в ходе судебного разбирательства,  к ФГУП «Почта России» в лице филиала – Управления федеральной почтовой связи по Ульяновской области, в котором просил устранить нарушения законодательства о порядке использования федерального недвижимого имущества, а именно направить в ТУ Росимущества в Ульяновской области документы:

- для регистрации права собственности Российской Федерации на здания отделений связи и земельные участки, расположенные по адресам: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул. С***, д.***, Ульяновская область, С*** район, с. А***, ул. О***, д.***, Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***,

- для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества, связанные  с получением свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул. С***, д.***, Ульяновская область, С*** район, с.А***, ул. О***, д.***; Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***; Ульяновская область, Н*** район, п. Б*** ***; Ульяновская область, И*** район, с. Г***, ул. С***, д.***; Ульяновская область, Н*** район р.п.Н***, ул. К***, д.***; Ульяновская область, П*** район, р.п.П***, ул. К***, д.***; Ульяновская область, Р*** район, р.п.Р***, пл. 5*** ***; Ульяновская область, С*** район, с. У***-Кулатка!%, ул.О***, д.***; Ульяновская область, С*** район, с. К***, ул. С***, ***; Ульяновская область, Н*** район, с. Г***, ул. П***, д.***, г. Ульяновск, ул. А***, д.20; Ульяновская область, Ч*** район, с.С*** ***; Ульяновская область, С*** район, с. В*** ***, ул. Ч***, д.***;

- для внесения в реестр федерального имущества сведений и оформления права землепользования на земельные участки, расположенные по адресам: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул. С***, д.***, Ульяновская область, С*** район, с.А***, ул. О***, д.***; Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***;

- для установления границ земельного участка  по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул. С***, д.***.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска была проведена проверка порядка использования федерального недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении УФСП по Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России», в ходе которой установлено, что  ответчик в нарушение п. 14 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447, не представил в ТУ Росимущество по Ульяновской области надлежащим образом заверенные карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества, надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение права хозяйственного ведения на объекты учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

Право собственности Российской Федерации на здания отделений связи не зарегистрировано. Не внесены соответствующие изменения в реестр федерального имущества, связанные с неполучением свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект проверки.

Земельные участки, на которых расположены здания отделений почтовой связи, не учтены в реестре федерального имущества. В нарушение статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права землепользования на указанные земельные участки не оформлены, границы земельного участка по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул. С***, д.***, не установлены.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района  города Ульяновска,  не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что неисполнение ФГУП «Почта России» требований по подаче документов для учета федерального имущества не влечет серьезных правовых последствий для интересов Российской Федерации как собственника имущества.

В ходе судебного разбирательства установлено, что часть переданных ответчику зданий, не учтенных в реестре федерального недвижимого имущества, уничтожены в результате пожаров, разрушены, земельные участка, на которых они располагались, заросли травой и кустарниками.

Таким образом, отсутствие должного учета  за федеральным недвижимым имуществом привело к его фактическому уничтожению.

Судом не принято во внимание мнение ТУ Росимущества в Ульяновской области о необходимости удовлетворения исковых требований.

В отзыве на апелляционное представление ФГУП «Почта России»  просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Представитель ТУ Росимущества в Ульяновской области в суд не явился, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска,    судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей  131 Гражданского кодекса Российской Федерации,  статьей 26 Земельного кодекса российской Федерации, а также Федеральным законом от 9 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

Правительством Российской Федерации в целях совершенствования порядка учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе было принято Постановление от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Согласно пункту 1 утвержденного указанным Постановлением Положения  об учете федерального имущества (далее – Положение) оно устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также  иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества.

Пунктом 2  Положения  определено понятие правообладателя, согласно которому таковым является федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное бюджетное учреждение, федеральное казенное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

Из пункта 3 Положения следует, что объектом учета является, в том числе, расположенное на территории Российской Федерации  недвижимое федеральное имущество: земельный участок, жилое или нежилое помещение.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении:

федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет соответствующего имущества относится к компетенции иных территориальных органов).

Согласно пункту 11 Положения ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган:

надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению N 1;

надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

В отношении федерального имущества, принадлежащего на дату утверждения настоящего Положения правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона, правообладатель представляет в соответствующий территориальный орган указанные карты и документы в 9-месячный срок с даты утверждения настоящего Положения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска о возложении на ФГУП «Почта России» обязанности пройти в порядке, предусмотренном указанным Положением об учете федерального имущества, процедуру учета ряда объектов, указанных в иске, являющихся федеральной собственностью, исходил из того, что  несоблюдение данной процедуры учета федерального имущества не нарушает вещные права Российской Федерации как собственника имущества.

Однако судебная коллегия не может согласиться с указанным  решением суда первой инстанции,  считая, что  обязанности, связанные с необходимостью учета федерального имущества и ведения реестра данного имущества, возложенные действующим законодательством на правообладателей, владеющих федеральным имуществом, в том числе и на праве хозяйственного ведения, подлежат исполнению.

То обстоятельство, что несоблюдение процедуры учета федерального имущества не нарушает вещные права Российской Федерации, не является основанием для освобождения правообладателей от исполнения требований предусмотренных Положением  об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447

В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об отказе прокурору Железнодорожного района г.Ульяновска в удовлетворении исковых требований в полном объеме подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10 декабря 2003 года №6935-р за федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» на праве хозяйственного ведения были закреплены объекты недвижимости, являющиеся федеральным имуществом, согласно прилагаемому списку.

Из Перечня объектов недвижимого имущества, передаваемого федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» являющегося приложением к указанному распоряжению, следует, что на праве хозяйственного ведения за данным предприятием были закреплены, в том числе и объекты недвижимости, расположенные по следующим адресам: Ульяновская область, С*** район, с.А***, ул. О***, д.***; Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***; Ульяновская область, Н*** район, п. Б*** ***; Ульяновская область, И*** район, с. Г***, ул. С***, д.***; Ульяновская область, Н*** район, р.п.Н***, ул. К***, д.***; Ульяновская область, П*** район, р.п.П***, ул. К***, д.***; Ульяновская область, Р*** район, р.п.Р***, пл. 5*** ***; Ульяновская область, С*** район, с. У***-Кулатка!%, ул.О***, д.***; Ульяновская область, С*** район, с. К***, ул. С***, ***; Ульяновская область, Н*** район, с. Г***, ул. П***, д.***, г. Ульяновск, ул. А***, д.***; Ульяновская область, С*** район, с. В*** ***, ул. Ч***, д.***.

На указанные объекты недвижимости не получены свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «Почта России».

В ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение  приведенные  в иске прокурором обстоятельства, а именно, что ответчиком не исполнены требования Положения  об учете федерального имущества, в отношении объектов недвижимости, расположенных по указанным адресам, а именно: не представлены документы  в Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области для внесения  соответствующих  изменений в реестр федерального имущества, связанных с получением свидетельств о государственной регистрации права хозяйственного ведения на данные объекты. 

В связи с этим судебная коллегия в соответствии с Положением  об учете федерального имущества считает необходимым удовлетворить требование прокурора и возложить на ФГУП «Почта России» обязанность по представлению  в Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области документов в отношении указанных объектов для внесения  соответствующих  изменений в реестр федерального имущества, связанных с получением свидетельств о государственной регистрации права хозяйственного ведения на данные объекты. 

Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что на объекты федерального недвижимого имущества - здания отделений почтовой связи и земельные участки, расположенные по адресам: Ульяновская область, С*** район, с. А***, ул. О***, д.***, Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № *** не зарегистрировано право собственности Российской Федерации в установленном законом порядке, данные объекты не учтены в реестре федерального имущества. Кроме того, на указанные земельные участки не оформлены права землепользования.

В связи с этим судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на ФГУП «Почта России» обязанности по представлению в Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области в отношении указанных объектов недвижимости документов для регистрации права собственности Российской Федерации на здания отделений связи и на земельные участки, для внесения в реестр федерального имущества сведений о них и для оформления права землепользования на данные  земельные участки.

Ссылки представителя ФГУП «Почта России»  на то обстоятельство, что ряд указанных прокурором в иске объектов – отделений  связи не используются в хозяйственной деятельности, поскольку уничтожены в результате пожаров, разрушены,  не являются основанием для отказа прокурору в удовлетворении его исковых требований, поскольку  данные объекты недвижимости были переданы ответчику на праве хозяйственного ведения, и до настоящего времени они числятся на балансе предприятия. Доказательств того, что право хозяйственного ведения ответчика на данное недвижимое имущество прекращено в установленном законом порядке, не представлено.

Доводы представителя ФГУП «Почта России» о том, что здания отделений связи в с. В*** *** С*** района, в с. У***-Кулатка!% по ул. О***, д.*** С*** района, в с. К*** по ул. С***, д.*** С*** района не используются в хозяйственной деятельности,  так как они используются гражданами как жилые дома, также не свидетельствуют о необоснованности требований прокурора в отношении указанных объектов недвижимости. Документов, свидетельствующих о том, что право хозяйственного ведения на данные объекты недвижимости ответчика, закрепленное за ним вышеуказанным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10 декабря 2003 года №6935-р, было прекращено в установленном законом порядке, не представлено.

Судебная коллегия считает не подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска  о возложении на ответчика обязанности  направить в Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области документы для регистрации права собственности Российской Федерации на здание отделения связи и земельный участок, расположенные по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул. С***, д.***, а также направить документы для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества, связанные с получением свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание отделения почтовой связи по данному адресу и для внесения в реестр федерального имущества сведений о земельном участке по данному адресу, поскольку  ответчиком представлены  свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 654 кв.м, здание отделения почтовой связи, расположенные по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул.  С***, д.***, а также свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанное здание отделения почтовой связи за ФГУП «Почта России».

Также судебная коллегия считает  необходимым отказать в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности  направить в Территориальное управление Росимуществав Ульяновской области документы для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества, связанные с получением свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание отделения почтовой связи, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ч*** район, с. С*** ***, ул. П***, д. ***, поскольку суду апелляционной инстанции было представлено свидетельство о государственной регистрации  права хозяйственного ведения на  указанный объект недвижимости.

Не подлежит удовлетворению требование о возложение на ответчика обязанности подать документы в Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области для установления границ земельного участка по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул.С***, д.***, поскольку  представителем ответчика в суд апелляционной инстанции представлены документы, свидетельствующие о том, что границы данного участка установлены.

Так, из договора аренды № ЗУ/29-р земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 16 апреля 2013 года, заключенного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области и ФГУП «Почта России», и приложений к нему,  усматривается, что   ответчику передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, С*** район, с. Ч*** ***, ул. С***, д.***, кадастровый номер ***, с разрешенным использованием: «под зданием ОПС», в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 654 кв.м.  Из данного кадастрового паспорта следует, что границы данного земельного участка установлены.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 8 июля 2014 г. отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Возложить на Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» обязанность представить в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области документы:

- для регистрации права собственности Российской Федерации на здания отделений связи, расположенные по адресам:  Ульяновская область, С*** район, с. А***, ул. О***, д.***, Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***,

- для внесения в реестр федерального имущества сведений  и для регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресам:  Ульяновская область, С*** район, с. А***, ул. О***, д.***, Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***,

- для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества, связанные  с получением свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты: Ульяновская область, С*** район, с.А***, ул. О***, д.***; Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***; Ульяновская область, Н*** район, п. Б*** ***; Ульяновская область, И*** район, с. Г***, ул. С***, д.***; Ульяновская область, Н*** район, р.п.Н***, ул. К***, д.***; Ульяновская область, П*** район, р.п.П***, ул. К***, д.***; Ульяновская область, Р*** район, р.п.Р***, пл. 5*** ***; Ульяновская область, С*** район, с. У***-Кулатка!%, ул.О***, д.***; Ульяновская область, С*** район, с. К***, ул. С***, ***; Ульяновская область, Н*** район, с. Г***, ул. П***, д.***, г. Ульяновск, ул. А***, д.***; Ульяновская область, С*** район, с. В*** ***, ул. Ч***, д.***;

- для внесения в реестр федерального имущества сведений и оформления права землепользования на земельные участки, расположенные по адресам: Ульяновская область, С*** район, с.А***, ул. О***, д.***; Ульяновская область, Н*** район, с. С*** ***, ул. С***, южнее жилого дома № ***.

 

Председательствующий

 

Судьи