Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предостваление жилья ребенку-сироте
Документ от 23.09.2014, опубликован на сайте 01.12.2014 под номером 48313, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                                    Дело-33-3227/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            23 сентября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре Костяевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димировградского городского суда Ульяновской области от 22 мая 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора города Димитровграда в интересах Ибятуллова И*** И*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта  Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Ибятуллова И*** И*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить  на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  обязанность обеспечить Ибятуллова И*** И*** жилым помещением по договору  социального найма  специализированного жилого помещения в  муниципальном образовании «Город Димитровград».

Иск прокурора города Димитровграда  в интересах Ибятуллова И*** И*** к Правительству Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования администрации г.Димитровграда оставить без удовлетворения.

 

Заслушав   доклад   судьи    Казаковой М.В., пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Ибятуллова И.И., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  Правительству Ульяновской области, администрации г. Димитровграда об обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Ибятуллов И.И., ***1987 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать Ибятуллова И.И. – Ибятуллова М.В. решением Старомайнского районного суда Ульяновской области от 13.02.1995  лишена родительских правах, ***2002 умерла, отец Ибятуллов И.И. умер ***2008.  Ибятуллов И.И. с *** являлся воспитанником детского дома, *** отбывал наказание в ФКУ ИК -3 УФСИН Ульяновской области. В настоящее время Ибятуллов И.И. без регистрации проживает в г.Димитровграде, пр.Л***. Органами местного самоуправления ***.2013 Ибятуллов И.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области и Правительства  Ульяновской   области по своевременному обеспечению Ибятуллова И.И. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Ибятуллова И.И. специализированным благоустроенным жилым помещением.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением  сирот во внеочередном порядке. Указывает, что в настоящее время в Список детей-сирот включено около 933 человека, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

В возражениях на жалобу прокурор города Димитровграда просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие Ибятуллова И.И., Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта  Ульяновской области,  Правительства  Ульяновской   области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Ибятуллов И.И., ***1987 года рождения, относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его мать  Ибятуллова М.В. решением Старомайнского районного суда Ульяновской области от 13.02.1995 лишена родительских прав, отец Ибятуллов И. отказался  брать сына на воспитание, умер в 2008 году.

Постановлением главы администрации Старомайнского района от  ***.1995  Ибятуллов И.И. был направлен в детское государственное учреждение, жилая площадь за ним не закреплялась, так как семья таковой не имела, проживала  на съемных квартирах.

С  15*** Ибятуллов И.И. воспитывался  в ОГКУ Димитровградский детский дом для детей с ограниченными возможностями  здоровья «Планета»; с *** отбывал наказание в местах лишения свободы.

Жилое помещение за Ибятулловым И.И. не закреплялось, жилья в собственности и по социальному найму истец не имеет.

***.2013 Ибятуллов И.И. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта включения истца ***.2013 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении вышеуказанных норм материального права.

Учитывая характер спорных отношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наличием списка таких лиц, в который включены кроме истца 933 человека, обладающих правом на предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, и исходя из положений  абз. 2 ч. 2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений в абз. 3 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия считает необходимым в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации  (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 статьи 1 и п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29февраля 2012 года  № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений  статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

По смыслу ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Согласно материалам дела Ибятуллов И.И.  в установленный законом срок с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в органы местного самоуправления не обращался, сведений о постановке его на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения 23-летнего возраста не имеется. При этом доказательств уважительности причин пропуска данного срока не представлено.

Ибятуллов И.И. впервые  включен  по его заявлению в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области в ноябре 2013 года, к этому моменту истец достиг 26-летнего возраста, то есть статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и, как следствие, - право на предоставление специализированного жилого помещения, им уже были утрачены.

Факт включения истца в список детей-сирот и детей оставшихся без попечении родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сделанный в нарушение закона, сам по себе не может служить основанием для удовлетворения требований прокурора по обеспечению Ибятуллова И.И. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано правильным, оно подлежит отмене, а требования прокурора города  Димитровграда  Ульяновской  области, действующего  в   интересах   Ибятуллова И.И. – оставлению без удовлетворения.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димировградского городского суда Ульяновской области от 22 мая 2014 года отменить, постановить по делу новое решение.

В удовлетворении иска прокурора города Димитровграда Ульяновской области в интересах Ибятуллова И*** И***  к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  Правительству Ульяновской области, администрации г. Димитровграда об обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: